Э

 

Э – "обозначение гласного е без предшествующей йотации и палатализации, употребляемое с 1708 г.", называется «э оборотное». (Фасмер).

        ♦ По начертанию восходит к Е или к ар. гортанному Ъайну (ع).

Э-АБЗУ – "храм в шумерском городе Эриду в честь бога Энки, который являлся богом подземных (пресных) вод. (см.). Переводится как "Дом Бездна". (Википедия).

♦ От обратного прочтения ар. عزب ъазб "пресный о воде". См. Энки, Эриду.

ЭБОНИТ – "твёрдый чёрный блестящий материал, получаемый вулканизацией резиновой смеси, применяемый в радиотехнической промышленности, изготовлении медицинских инструментов и т.п.". От греч. ebenos "чёрное дерево". (СИС).

        ♦ Греч. слово от ар. أبن 'абана "чернеть, например, о крови", откудаتأبين  та'би:н "траур". По созвучию с евр. ебен "камень" на могилах принято устанавливать каменные плиты или изваяния, а то и просто камни. Евр. слово от ар. عبن ъабан "быть твёрдым, грубым".

ЭВАпрост. "межд., выражает удивление, несогласие, возражение и другие подобные чувства". (БЭКМ).

        ♦ От ар.  يابا йаба: "междом., выражающее удивление", букв. "О! папа". См. также Ух ты!

ЭВАКУАЦИЯ – "вывоз (или вывод) людей, учреждений, имущества из опасных местностей"; лат. ēvacuātio опорожнение. (БЭКМ).

        ♦ Родственно лат. происхождения вакуум, вакации (см.).

ЭВЕКЦИЯастр. "наиболее значительное отклонение истинного движения Луны от движения по законам И. Кеплера, вызываемое воздействием Солнца"; лат. еvectio подъём, взлёт. (БЭКМ).

        ♦ От ар. عوق ъаввака "мешать, препятствовать". Другие термины астрономии якобы греч. или лат. происхождения см. зодиак, эклиптика, астрономия, трицепс, синдром1.

ЭВИКЦИЯюр. "изъятие по решению суда у покупателя приобретенного им имущества"; нем. еviktion < лат. еvictio взыскание по суду своей собственности. (БЭКМ).

        ♦ От ар.  بحق   бихакк (ебхакк) "по праву".

ЭВКАЛИПТ – "австралийское быстрорастущее дерево сем. миртовых, акклиматизированное на Черноморском побережье Кавказа"; греч. еu хорошо + kalyptos покрытый. (Крысин). "В настоящее время это растение, разводится во многих странах не ради приписываемой ему способности обеззараживать воздух, но ради его способности осушать болотистые местности; теперь это растение можно уже встретить в сырых, болотистых местах Южной Франции, Испании, Португалии, Греции, Палестины, Индии, в Южной и Северной Америке, Южной Африке, на о-ве Куба".  (Брокгауз).

       

        ♦ От сложения ар. أوحال  'авха:л "грязь, болото"  حف +  хаффат "сохнуть (о земле)". Ар. х восьмеричная соответствует рус. и восьмеричной. Название семейства миртовые (мирт с древнейших времён  посвящался покойникам; посвященные в мистериях носили венки из М. – Брокгауз) сближает это дерево с ивой плакучей, которая по-арабски называется خلاف хила:ф, ср. рус. плакать1. Ср. лист эвкалипта с формой листа ивы. Коала (см.), плаксивый австралийский медведь питается исключительно листьями и побегами эвкалипта. Австралия, будучи оторвавшимся куском Америки1 (см.), о чём можно судить также и по наличию там и там сумчатых животных, по явленному мотиву означает "Южная", а по сокрытому – от ар. ستر  сатара "сокрывать", т.е. оцифрована двойкой, как и Америка.  

ЭВОЛЮЦИЯ – "одна из форм движения в природе и обществе – непрерывное постепенное количественное изменение в отличие от революции"; от лат. evolutio, "развертывание", (СИС); производное от ex-volvo. (Дворецкий).

        ♦ От ар. корня حول хвл "превращаться", откуда تحول тахаввул "эволюция", букв. "превращение", преобразование".

ЭВФЕМИЗМ – "более мягкое выражение вместо грубого и непристойного, например, "не сочиняйте" вместо «не врите»". От греч. euphemismos, производного от eu "хорошо" + phemi "говорю". (СИС).

        ♦ От обратного прочтения  ар.عف  ъаффа "отказываться от непристойностей", (Е = ع). "Мимический масдар" (отглагольное имя): معفة  маъаффе.

ЭГЕЙ – "в греческой мифологии царь Аттики; от его имени, как полагали древние греки, происходит название Эгейского моря, т. к. он бросился в это море при известии о смерти своего сына Тесея (известие оказалось ошибочным)". (БЭКМ). Очевидная связь имени Эгея с названием приморских городов того же корня (эги – Αιγαί), которые все лежали на берегу Эгейского моря стоит в связи с корнем αίγ ("волна" или "вихрь"). (Брокгауз).

        ♦ От ар. هاج ха:га "волноваться о море",  هوجاءхауга:' "сильный ветер", "вихрь". Сюда же Эгейское море.

ЭГИДА – "назв. щита Зевса и Афины, символа покровительства и гнева богов", (Крысин); "сделанный из козлиной шкуры щит Афины, древнегреческой богини войны". (МС).

        ♦ От ар.  جدي  гидй "козлёнок", откуда англ. goat "коза". См. также коза1.

ЭГИЛЬ (Egil, Eigil) – "по сказаниям северной, скандинавской мифологии знаменитый герой, брат Волунда (или Виланда) и супруг валькирии Эльруны. Когда Эльруна на восьмом году совместной жизни покинула героя, он пустился отыскивать её повсюду, перебежав по замерзшему морю на коньках. Вследствие этого он считается изобретателем коньков и искусства бегать на коньках". (Брокгауз).

        ♦ От ар. عاجل ъа:гиль "спешащий".

ЭГИНА – "остров а Эгейском море. Эгинеты славились изготовлением керамиковых изделий. Население Э. возрастало очень быстро. И его нельзя было прокормить собственным хлебом, отчего была нужда ввозить его извне. Вследствие этого была основана хлебная фактория". (Брокгауз).

        ♦ От ар. عجينة ъаги:на "тесто". О технологической связи керамики и хлеба см. узбеки.

ЭГОИЗМ – "себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих"; от лат. ego "я". (БЭКМ).

        ♦ Лат. ego от ар. أجي 'аги: "иду" (в ответ на зов). Глагольная форма может быт заменена на причастную: جاي га:й (жа:й или йа:й), букв. "идущий", откуда рус. я (йа), которое дает в англ. при обратном прочтении: I (ай) – "я". Эгоизм - термин любви. Он относится к её верхней разновидности. В нижней любви ему соответствует онанизм (см).

ЭГРЕТ "торчащее вверх перо или пучок перьев, украшающие спереди женский головной убор или прическу"; фр. aigrette хохолок, султанчик. (БЭКМ).

        ♦ От обратного прочтения ар.  ترجع тергеъ "возвращается". Ср. хохол1 (см.).

ЭГУТЁРтех. "в бумагоделательной машине: ровнитель — полый сетчатый валик, служащий для выравнивания поверхности бумажной массы, отжима из неё воды, а иногда также для выдавливания водяных знаков"; фр. еgoutteur < еgoutter сцеживать, отжимать. (БЭКМ).

        ♦ От ар. يقطر  йукаттер (йугаттер) "выдавливать по капле".

ЭДАК – "то же, что этак". (БЭКМ).

        ♦ От обратного прочтения ар.  كده кеде "так".

ЭДЕЛЬВЕЙС, леонтоподиум – "горное травянистое растение сем. сложноцветных со звездообразным серебристо-белым цветком"; нем. edelweis < edel благородный + weis белый, чистый. (БЭКМ).

        ♦ Нем. edel от ар. عادل ъа:дил "справедливый". Но название цветка идет от сложения ЪД "палка, стебель" и лувеййис "львенок". Ср. ар. название رجل الأسد  ригл ал-асад "нога льва". Название сопряжено с созвездием Льва и его главной звезды Регул (см.).

ЭДЕМ – "в библейских сказаниях: земной рай, место, где жили Адам и Ева до их грехопадения"; др.-евр. eden наслаждение. (БЭКМ).

        Евр. עדן Эден от ар.  عدن ъадан. "Аден" – порт в Южном Йемене, единственное место на южном побережье Аравийского полуострова с естественной гаванью, где могут приставать корабли, и который в силу этого всегда был процветающим городом, перевалочным пунктом между морской транзитной торговлей и сухопутной. Ар. название от عدن ъадана "добывать минералы". Родственно Магадан (см.). Современное европейское название Кратер. Он действительно находится в кратере потухшего вулкана.

ЭДИКТ – "в Др. Риме: предписание, приказание должностного лица"; лат. еdictum < еdоcere объявлять, приказывать, назначать. (БЭКМ).

        ♦ Лат. еdоcere от ар. أذكر 'азкуру "Я говорю".

ЭДИКУЛАархит. "в античной архитектуре: ниша, обрамленная колоннами и пилястрами, опирающимися на подножие, и увенчанная фронтоном, а также небольшое здание такой формы.  В храмах и общественных зданиях в эдикулы ставились статуи богов"; лат. aedicula — уменьш. от aedеs храм. (БЭКМ).

        ♦ От обратного прочтения ар. العقيدة ал-ъаки:да  "убеждение, верование", производное от глагола عقد ъакада "делать свод, арку"; "заключать договор", "проводить церемонию".

ЭДИЛЫ "в Древнем Риме младшие магистраты. Первоначально были помощниками народных трибунов, хранителями плебейского архива"; букв. храмовники (БЭКМ). "Имя aediles произведено от aedes и доказывает отношение этой магистратуры к постройкам вообще или к храмам (а может быть, к одному какому-либо храму) в частности. В момент своего официального признания Э. имеют значение помощников трибунов в ограждении интересов плебса, исполнителей их предписаний в судебной деятельности и вместе с тем хранителей плебейского архива. Эти функции, однако, не объясняют имени. Возможно, потому, что Э. первоначально были представителями плебса, заботившимися о поддержании и материальном обеспечении плебейских культов. Как помощникам трибунов, имевшим самостоятельную власть, эдилам необходимо было быть ознакомленными со всем тем, чего добивался плебс; в силу этого они сделались хранителями плебейского архива. С другой стороны, они должны были постоянно быть среди плебса в его делах и столкновениях на улицах, на рынках и т.д., чтобы всегда быть наготове вступиться за обиженных". (B&E).

♦ Объясняет имя ар عدالة ъада:ла или   عدل ъадл "справедливость", وزارة العدل виза:рат ал-ъадл "министерство юстиции". Корень, который мы встречаем в русской идиоме: места, не столь отдаленные (см.).

ЭДИП – "герой древнегреческого мифа о кровосмесительном браке Эдипа со своей матерью"; по-гречески "пухлоногий". (Штоль).

        ♦ От ар. أدب 'аддаба "наказывать". По содержанию мифа отец Эдипа проколол сыну ноги и бросил его в пустыне, т.к. было предсказание, что младенец, став взрослым, убьёт своего отца. Однако Эдипа подобрали пастухи, и он выжил. Случилось так, как предсказали оракулы. Однажды в стычке Эдип убивает царя Лая, не ведая, что тот его отец. Жениться на овдовевшей царице Иокасте мог только тот, кто избавит город от Сфинкса, поедавшего горожан. Это удалось только Эдипу. Так он вступил в кровосмесительный брак. Когда тайна раскрылась Иокаста (ср. инцест) совершила суицид, а Эдип, горько рыдая над трупом своей жены-матери, в отчаянии проколол себе глаза золотыми застежками, исполнив смысл записанного в своем имени наказания. Подробное разъяснение мифа через коды РА см. Вашкевич, "Утраченная мудрость"  или "Системные языки мозга". См. также Сфинкс.

ЭЗОП, эзоповский язык – "речь, изобилующая иносказаниями, недомолвками для сокрытия прямого смысла; как приём используется в художественной литературе. Выражение происходит от легендарного древнегреческого баснописца Эзопа". (БЭКМ).

        Аллегорический язык Эзопа объясняют  его рабским положением, не позволявшим выражать свои мысли открыто. На самом деле этот язык объясняется его именем, которое по-арабски (عزوف эзуфф) означает "отведение невесты к жениху", в то время как свадебные ритуалы строятся именно на аллегориях (см., например, арбуз преподнести). Ср. также рус. басни, происходящее от ар. نسب насаб "воспевать женские достоинства в стихах". Иносказательный характер языка и ритуалов, связанных с обрядами бракосочетания, вызывается боязнью получить отказ, тем более, что Эзоп отличался уродливой внешностью, от обратного прочтения ар. فظيع фази:ъ "страшный, уродливый".

ЭЗОТЕРИЧЕСКИЙ – "тайный, скрытый, предназначенный исключительно для посвященных (о религиозных обрядах, мистических учениях и т.п.); противоп. экзотерический"; греч. esоterikos внутренний. (БЭКМ).

        ♦ От ар. الستري   эс-сатрий "относящийся к сокрытому". Корень ستر стр - "скрывать", тот же, что в штора. Родственно мистерия, мистика (см.).

ЭЙ – "возглас, которым подзывают, окликают".

        ♦ От обратного прочтения ар. يا  йа: "звательная частица". Родственно о (см.).

ЭЙДЕТИЗМ – "разновидность образной памяти, заключающаяся в способности сохранять яркие образы предметов долгое время спустя после исчезновения их из поля зрения"; греч. eidos образ, форма, сущность. (БЭКМ).

        Греч. слово от рус. вид.

ЭКВАТОР, сидеть на экваторе – "быть без денег".

        За словом экватор ар. أكتر 'актара "беднеть, становиться без денег", производное от كتر катар "не выдавать денег, скупиться".

ЭКВИ, эква – "латинская приставка со значением "равный" в таких словах как эквивалент, экватор, эквилибристика.

        ♦ От ар. حاكى ха:ка: "быть подобным", حاكى ха:ки: "приведи подобное" или от рус. аки.

ЭКЗАЛЬТАЦИЯ – "восторженно-возбужденное состояние, в которое человек нередко приводит себя намеренно, выставляя напоказ свои чувства"; фр exaltation < лат. exaltаtio величие, гордыня. (БЭКМ).

        ♦ Лат. слово от ар. علا ъала: "возвыситься". Родственно элита, альт (см.)

ЭКЗАМЕН – "проверочные испытания учащихся по части курса или по всему курсу какой-либо дисциплины, производимые по окончании учебного года или по окончании всего курса какого-либо учебного заведения", от лат. examen "испытание". (СИС).

        От ар.  خمن  хаммана "приблизительно оценивать", "догадываться", ثمن саммана "оценивать". Родственно шаман (см.).

ЭКЗЕГЕТИКА – "правила и приемы истолкования"; от греч. exegetes "истолкователь" – в древней Греции толкователь оракула, а иногда законов и обычаев. (СИС).

        ♦ Греч. exegetes от ар. حجج хугаг (хигаг) "доказательства, аргументы", حج хагга "приводить аргументы".

ЭКЗЕМА – "заболевание кожи, сопровождающееся зудом и характеризующееся появлением узелков, пузырьков, гнойничков, чешуек". От греч. ekzeo "вскипаю". (СИС).

        ♦ От обратного прочтения ар. حذق хазака "жечь, становиться более кислым, острым" при  Е < ع, حاذق  ха:зик "очень кислый, жгучий об уксусе",  сложенного с ар. حمى  хумма: "лихорадка".

ЭКЗЕМПЛЯР – "отдельный предмет из ряда подобных (обычно о печатном или рукописном тексте)",  "отдельный представитель какого-н. разряда животных, растений";  нем. еxemplar < лат. exemplar образец. (Крысин).

        ♦ От обратного прочтения ар. لمح ламаха "бросить короткий взгляд", откуда لمحة ламха или  ملامحмаля:мих "черты сходства", "похожесть". 

ЭКЗЕРЦИС1 – "упражнение, главным образом, в музыке", от франц. exercice. (СИС).

        От ар.  حركة  харака "упражнение", букв. "движение".

ЭКЗЕРЦИС2 "изгнание бесов".

        ♦ От ар. حضر хозера "быть посещаемым духами, быть одержимым". Родственно одержимый (см.).

ЭКЗОТИКА – "характерные особенности природы, быта культуры, далёких и малоизвестных стран и народов"; "нечто причудливое, диковинное, странное"; от греч. exōtikos "чужестранный, иностранный". (Черных).

        ♦ В 2-хтомном словаре Дворецкого такое слово отсутствует. От обратного прочтения ар. عته ъатиха (ъутиха) "быть удивленным, поражённым", "считать диковиной".

ЭКЛЕКТИЗМ – "неорганичное, чисто внешнее соединение внутренне несоединимых взглядов, точек зрения, методов"; фр. eclectisme < греч. eklektikos выбирающий. (Крысин).

        ♦ Греч. eklektikos от ар. لقط лаката "подбирать".

ЭКЛЕР - "пирожное из заварного теста с кремом внутри";  от фр. eclair букв. вспышка, молния. (Крысин).

    От арабского  أكل 'акл "поедание" +  أير 'е:р "пенис". Сравните другие названия блюд французской кухни: безе, лягушки, майонез, пирожное, торт (см.).

ЭКЛИПТИКА"большой круг небесной сферы, по которому проходит видимое годичное движение солнца", от греч. ekleipsis "затмение", "название связано с известным с

       древних времен фактом, что солнечные и лунные затмения

       происходят только тогда, когда луна находится вблизи точек пересечения её орбиты с землёй". (БСЭ, т. 29, с. 594).

        ♦ Греч. слово со значением "затмение" от ар. корня  خلف хлф "находиться позади". Термин эклиптика от обратного прочтения ар. فلك خط хатт фалак "линия небесного свода", В ар. языке فلك الأبراج   фалак -ал-'абра:г "эклиптика (Зодиака)". (М., стр. 594) и далее: "Современные учёные необоснованно называют эклиптику "кругом затмения" – "самма:х ал-муъа:сиру:н мин гейр ха:га  ад-да:'ира ал-кусу:фиййа" (М., там же). Т.о., назвав эклиптику "кругом затмения" учёные оказались в плену ложной этимологии. Аналогично см. математика, медицина, физика, философия, экология, экономика.

ЭКОЛОГИЯ – "первоначально: раздел биологии, изучающий взаимоотношение организма с окружающей средой; однако выделение экологии в самостоятельную науку условно, потому что любая биологическая дисциплина должна рассматривать организм в единстве с условиями существования", от греч.  oikos "дом" + logos "учение". (СИС, 1955).

        ♦ В современном понимании: "учение о защите, сохранении чего-либо в первозданном виде". Дрейф значения вызван тем, что греческая  этимология логически не состоятельна, поскольку является синонимом термину экономика (см.), с одной стороны, и созвучием с ар. واقي  ва:ки "защита", с другой. По этой причине сейчас говорят об экологии слова, экологии сознания и т.п., т.е. экология превратилась в науку о защите. Родственно рус. веко (см.). Аналогично см. катастрофа, идеология.

ЭКОНОМИКА – "совокупность производственных отношений данного общественного строя", "наука, изучающая какую-л. отрасль производственной хозяйственной деятельности". Первоисточник греч. oikonomikh "умение вести дом, домашнее хозяйство". (Черных).

        ♦ Греч. слово букв. значит "законы дома". На самом деле термин происходит от обратного прочтения ар. معنق  муъник "руководитель, тот кто проводит дела и осуществляет руководство", т.е. хозяйственник, ср. рус. "народное хозяйство". Отглагольное имя от третьей породы, добавляющей значение старания, معانقة муъа:нака "хозяйствование", где буква О соответствует Ъайну, стоящему в алфавите на той же позиции.  Не родственно экономить. Ложно понятый термин нередко приводит к недоразумениям (ср. лозунг брежневщины: экономика должна быть экономной). Аналогично см. логистика, физика, философия, эклиптика, медицина.

ЭКОНОМИТЬ – "расходуя бережно, выгадывать на чём–н." (БЭКМ).

        ♦ От ар.  قناعة   кана:ъа "довольствование малым", сложенного с عامة  ъа:мма "общая", т.е. во всем.

ЭКРАН – "защита", "металлическая оплетка провода", "передвижной щит для защиты от жары или света", "устройство, на поверхность которого проецируется изображение". Из франц.: ecran "ширма, заслон". Во франц. языке это слово, видимо, заимствовано из немецкого. (Черных).

        Слово от рус. охрана, см. хранить.

ЭКС – "приставка к званию, означающая «бывший»", от латин. еx. (СИС).

        ♦ Соответствует ар. аффиксу Х (ح), имеющему значения бытия и соответствующему приставке десятой породе ист (ср. рус. есть) с тем же примерно значением, но более широким по охвату (быть, стать, говорить, что есть и т.п.), ср.دائري  да:'ири "круглый" –استدار истада:р "становиться круглой формы" - حدر хадира "быть округлым, округляться". В латыни эта приставка тоже имеет более широкое значение и соответствует ар. внутрикорневым аффиксам Х (ح) или Х (خ), ср.: خبير хаби:р – "эксперт".

ЭКСГУМАЦИЯ – "извлечение трупа из места захоронения для судебно-медицинской или криминалистической экспертизы"; от лат. ех + humus "земля". (СИС).

        ♦ Корневая часть от ар. جم гамм "быть оставленным в покое". Приставка здесь выполняет роль отрицания, как ар.  х (خ).

ЭКСКУРСИЯ – "коллективная поездка куда-н., посещение чего-н. с образовательной, познавательной целью"; нем. еxkursion, фр. excursion < лат. excursio поездка. (БЭКМ).

        ♦ Сложение лат. приставки экс и ар. قرص курс "круг, диск", ср.طور  тур, имеющее значение "кружить", "крутить", ар. جولة  джаула "круг", "поездка", сфера и ар. سفر сафар "путешествие".

ЭКСОМИДА – "греческая туника, одежда рабов, ремесленников"; exomiV. (Дворецкий).

        От ар. قميص ками:с "рубашка". Родственно камзол. Ар. слово несет в себе идею различения, ср. компас, лакмус, ар. قاموس  ка:му:с "словарь"  (различитель смыслов).

ЭКСПАНСИВНЫЙ – "активно и непосредственно проявляющий свои чувства"; фр. expansif < лат. expаnsio распростирание, растягивание. (БЭКМ).

        ♦ От обратного прочтения ар. نفسي нафcи "психический". Не родственно экспансия.

ЭКСПАНСИЯ – "расширение, распространение чего–н. за первоначальные пределы", "стремление к захвату новых территорий"; лат. expаnsio распростирание, растягивание. (БЭКМ).

        От обратного прочтения ар. نفخ нафах "раздувать, надувать(ся)". Не родственно экспансивный (см.)

ЭКСПЕДИЦИЯ спец. "поездка группы лиц, отряда с каким-н. специальным (исследовательским, военным и т.п.) заданием"; нем. еxpedition < лат. expeditio. (БЭКМ).

        ♦ Сложение латин. приставки экс и ар. وفد  вафд "делегация", "экспедиция".

ЭКСПЕРТ – "сведущее лицо, приглашаемое в спорных  или трудных случаях для экспертизы"; от лат. expertus "опытный". (СИС).

        ♦ От ар. خبرة хибра "опыт", خبير хаби:р "опытный, эксперт". Ар. корень восходит к корню  برئ бари'а "быть невинным, неопытным", поэтому аффикс х (خ) играет роль отрицания: "лишенный неопытности". Сюда же экспертиза.

ЭКСПИРАЦИЯ – "выдох", от латин. expiratio "выдох, выдыхание". (СИС).

        ♦ От ар. زفير зафи:р "выдох".

ЭКСПЛИЦИТНЫЙ спец. "явный, недвусмысленно выраженный"; фр. explicite < лат. explicitus распутанный, приведенный в порядок. (БЭКМ).

        ♦ От рус. плести, слово, котор. происходит от ар. خلاف  хила:ф "ива".

ЭКСПОНАТ – "предмет, выставляемый для обозрения в музее или на выставке"; от лат. exponatus. (СИС).

        ♦ От обратного прочтения ар. تحفة тухфах "диковинка, редкость, экспонат", от этого имя места  متحف матхаф "музей". Переход лат. H  в рус. H (N) – следствие рус. графического пролаза.

ЭКСПРЕСС – "транспортное средство (поезд, автобус и т. п.), идущее с повышенной скоростью и с остановками только в крупных пунктах"; англ. express < лат. expressus < exprimere выжимать. (БЭКМ).

        ♦ От ар. فرس фарас "конь".

ЭКСПРЕССИОНИЗМ – "разновидность авангардизма: направление в западноевропейском искусстве первой трети 20 в., для которого характерны броскость, гротескность художественного образа"; фр. expressionnisme < expression выражение, выразительность. (БЭКМ).

        ♦ Фр. expression от сложения  عبر ъабара "выражать" +  حاسة  ха:сса "чувство". См. авангард2.

ЭКСПРОМТ – "короткая речь, произнесенная без подготовки", "стихотворение, созданное по какому-то случаю без предварительной подготовки"; от латин. exprom(p)tus "готовый, скорый". (СИС).

        ♦ От последнего слова ар. выражения دون سايق معرفة ду:на са:бек маърифах "без предварительного знания".

ЭКСТАЗ – "высшая степень воодушевления, восторга, иногда переходящая в исступление"; фр. extase < лат. exstasis изумление < греч. ekstasis неистовство, исступление. (БЭКМ).

        ♦ От ар. حس хасса "чувствовать", восьмая порода:  احتسس ихтасса "прочувствовать, проникаться чувством".

ЭКСТЕНЗИЯфизиол. "разгибание конечностей или другой части тела"; фр. extension, нем. еxtension < лат. extentio вытягивание, выпрямление. (БЭКМ).

        ♦ От рус. тянуть1.

ЭКСТЕРН – "человек, сдающий экзамены за курс учебного заведения, в котором он не обучался"; фр. externe < лат. externus чужой, посторонний. (БЭКМ).

        ♦ Лат. externus От ар. خطير хати:рун "опасный".

ЭКСТРЕННЫЙ - "чрезвычайный, непредвиденный". (БЭКМ).

        ♦ От ар. خطير  хати:р "серьёзный", "важный", "опасный".

ЭКСЦИЗИЯмед. "иссечение куска какой-н. ткани"; нем. еxzision, фр excision < лат. excisio вырезание. (БЭКМ).

        ♦ От ар. قص касс "резать".

ЭКЮ – "старинная французская золотая или серебряная монета, чеканившаяся в 13-18 вв"; фр. есu < ст.-фр. escut < лат. scutem щит. (БЭКМ).

        ♦ Ст.-фр. escut от ар.  سكة сиккат "чеканная монета". Лат. scutem от рус. щит.

ЭЛАСТИЧНЫЙ – "упругий и гибкий, растяжимый"; нов.-лат. elasticus < греч. elaynо гоню. (БЭКМ).

        ♦ От ар.  الأستيكة эль-'асти:ка "резинка, стёрка", где эль – определенный артикль. Ар. слово от рус. стекать.

ЭЛАТИВ, ЭЛЯТИВлингв. "абсолютная превосходная степень"; лат. еlаtivus < efferre поднимать, возвышать. (БЭКМ).

        ♦ От ар.  على ъалла: "понимать, возвышать". Лат. efferre тоже от ар. (в обратном прочтении) رفع рафаъа "поднимать".

ЭЛЕВАТОР – "подъёмно-транспортное устройство непрерывного действия для перемещения в вертикальном или наклонном направлении сыпучих или штучных грузов"; англ. elevator < лат. еlevеre поднимать. (БЭКМ).

        ♦ Лат. еlevеre от ар. علا ъала: "быть сверху (корень ълв), откуда على ъалла: "подымать". Родственно элита.

ЭЛЕВОНав. "подвижная поверхность у задней части крыла самолета, служащая для управления полетом, выполняя одновременно функции руля высоты и элерона"; фр. еlevon < еlever возвышать, поднимать. (БЭКМ).

        ♦ См. элеватор, элатив.

ЭЛЕГАНТНЫЙ – "изящный, изысканный", из западных языков, ср. немец. еleganz  (Черных).

        ♦ От ар. الجنس ал-гинс "пол", "секс" или, скорее, от родственного ему рус. женственный в сочетании с ар. артиклем.

ЭЛЕГИЯ – "лирическое стихотворение, проникнутое грустью, печалью". От греч. elegoV  "жалобная песня". В греческом заимствование, возможно, из фригийского. (Черных).

        От обратного прочтения ар. سجولة сагу: ле "слезливые" о глазах,  سجلاءсагла:' "с большим выменем о верблюдице", производное от سجل сагала "лить, проливать, в том числе слезы". Слеза является символом заупокойного культа (№2), поэтому ее ар. название так или иначе в скрытом или явном виде присутствует в культурах, оцифрованных двойкой. Ср. название столицы Кореи Сеул, от ар. سجول сажуль, сайуль "слезливый". Как следствие этническая болезнь – слепота. Фр. египтолог Айру отмечает, что египетская деревня поражает обилием слепых и одноглазых. 

ЭЛЕКТОРАТ – "круг избирателей, голосующих за какую-н. кандидатуру или за политическую партию". (БЭКМ).

          От ар. الإختيارات  эль-ихтийа:ра:т "выборы".

ЭЛЕКТР – "у древних греков: янтарь, а также сплав золота с серебром";  греч. еlektros янтарь. (БЭКМ).

        Греч. слово от ар. القطران эл-кутра:н "смола", "гудрон", производно от قطر катара "капать" Известно, что янтарь представляет собой кристаллизованную смолу.

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО – ♦ от электрон (см.).

ЭЛЕКТРОН физ. "отрицательно заряженная стабильная элементарная частица, играющая важнейшую роль в строении вещества"; англ. electron < греч. еlektron смола, янтарь. (БЭКМ).

        ♦ См. электр.

ЭЛЕМЕНТ – "составная часть сложного целого"; фр. еlеment < лат. elementum "стихия, первоначальное вещество". (БЭКМ).

        ♦ Старшее значение лат слова "знак алфавита", "элемент". Лат. слово от ар.  علامة ъала:мат "знак".

ЭЛЕФАНТИАЗ – "слоновая болезнь", от лат. elefantos "слон". (СИС).

        Лат. название слона от обратного прочтения ар.فيلة  фийала "слоны" (ед. число  فيل фи:ль). Ар. название от рус. пыль, поскольку слоны любят сыпать пыль на себя и на окружающих. По созвучию с ар. 'али:ф "ручной, приручённый" легко приручаются. По созвучию с ар. حافل  ха:фил "полный" название влияет на возникновение болезни, особенно при близкородственных браках, что в Египте поддерживается наличием химеры в виде сфинкса, который связан в смысловом поле с греческим сфинксом в мифе о Эдипе, пухлоногим.

ЭЛИКСИР – "философский камень", "фантастический напиток, могущий якобы продлить человеческую жизнь", "крепкий настой на спирту, кислотах, употребляемой в медицине". (СИС).

        ♦ От ар. إكسير 'икси:р "эликсир", إكسير الشباب 'икси:р аш-шаба:б "эликсир молодости", إكسير الحياة 'икси:р ал-хайа:т "эликсир жизни". Ар. термин восходит к корню  كسرкасар "разбивать, разделять". Алхимики пытались получить философский камень, в частности, путем раздробления материи. На самом деле понятие относится не к миру материи, а к миру духа и являет собой основную часть формулы познания "различай и постигай", которая, будучи заморочена философией на другой манер, пролезла в виде формулы "анализ – синтез". В мире политики она пролезла еще одним способом: "разделяй и властвуй", по-арабски: فرق تسد фаррик тасуд. Последнюю формулу надо бы переводить как "различай и суди", т.е. выноси решение, суждение, иначе "постигай", а вовсе не в юридическом или политическом смысле. Механический перенос законов из одной области в другую чреват многими осложнениями и даже бедствиями.

ЭЛИТА "лучшие представители общества или какой-н. его части"; фр. еlite < еlire выбирать, отбирать. (БЭКМ).

        ♦ От ар.  علية ъалиййат "верховенство", производное отعلا  ъала: "быть вверху".

ЭЛИЯУ-АНАВИ – "в иудаизме – Илья-пророк", библейский пророк, борец с идолопоклонниками. По преданию разъезжает на небе на огненной колеснице, дабы возвестить пришествие мессии, ассоциируется с "Ангелом обрезания", защищающим каждого новорожденного. (КЕЭ, стр. 210).

        ♦ Ипостась героя змееборческого мифа (см. Ра2, Индра, Геракл, Один2). Мотив неба по созвучию ар. نبي наби "пророк" и рус. небо, от ар.نبا  наба: "возвышаться". Мотив новорожденного от имени рус. бога Род, будучи прочтенным по-арабски, дает رعد роъд "гром", вследствие чего Рода сменил громовержец Перун (см.) и откуда грохот огненной колесницы на небе. Идея обрезания снята с сюжета Ра и  Апоп (см.) на древнеегипетской фреске, где Ра в образе кота "обрезает" голову змея, что соответствует обрезанию головки. Часть Элияу от ар. اليائس ал-йа:'ис "отчаянный", см. Илья Муромец, анави – от ар.   النبيан-наби "пророк".   

ЭЛЛАДА – "название древней Греции", греч. Hellados. (CИC).

        ♦ От халдеи (см.), "ученые (жречество) Междуречья". Греция – след культуры Междуречья, что видно из этимологии слов академия (от Аккад), греки (см.), и о чём свидетельствует развитость астрономии, астрологии, математики, и других наук. Родственно колдун (см.). См. также ионический, Ной.

ЭЛЛИН –"житель Эллады".

        ♦ Образовано путем переразложения от Эллада (см.).

ЭЛЛИПС – "одно из конических сечений, замкнутая кривая линия, сумма расстояний каждой точки которой от двух данных точек (фокусов) есть величина постоянная",  "опущение в речи слов, легко подразумеваемых", от греч. elleipsis "опущение". (СИС).

        Родственно ар. حلوف халлу:ф "боров", "кастрированный кабан", Ср. ар. بيضاوي бейдавий "эллиптический", букв. "яйцеобразный",  اهليلج'ихли:лаж "эллипс" иحلج  халаж "проводить чистку".

ЭЛЬБРУС"кавказский вулкан на границе республик Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия, высшая точка Европы, 5642 м"; "горная система на севере Ирана"; наиболее вероятная этимология: из иранских языков "сверкающий, сияющий". (Википедия).

       ♦ От ар. برص барас "белое, блестящее". Эль – арабский артикль.

ЭЛЮЛЬ – "шестой месяц еврейского календаря (август, точнее август-сентябрь". Знак зодиака - Дева. (КЕЭ, стр. 211).

        ♦ От обратного прочтения имени славянского бога любви Лель, происходящего от ар.   ليلة  ле:ля "ночь". Ср.  ар. ست  

        ситт "шесть", "женщина".

ЭМАЛЬ – "непрозрачная стекловидная масса, служащая для покрытия металлических предметов с целью предохранения их от окисления"; фр. еmail < франкск. *smalt. (БЭКМ).

        ♦ От обратного прочтения ар. لمع ламаъ "блестеть".

ЭМАНфиз. "единица концентрации радиоактивных нуклидов"; лат. еmаnаre вытекать. (БЭКМ).

        ♦ От ар. حم хаммун "горячий источник".

ЭМАНАЦИЯ – "в древнеримской философии – фантастическое объяснение происхождения мира путем мистического истечения творческой энергии божества". (СИС).

        От ар.منى  мана: "сперма". Поскольку человек создан "по образу и подобию Бога", то Бог творит – как и человек – через истечение семени. На самом деле имеется в виду семы, как элементарные единицы смысла, составляющие смысловые поля.

ЭМАНСИПАЦИЯ устар. "уравнение в правах (обычно о правах женщин по отношению к правам мужчин)"; фр. еmancipation < лат. еmancipаtio. (БЭКМ).

        ♦ От ар. منصف мунсиф "справедливый", إنصاف 'инса:ф "справедливость", производное от  نصف  нисф "половина", т.е. всё пополам.

ЭМБАРГО – "запрещение захода в порты своей страны судов, принадлежащих другим странам"; от исп. embargo. (СИС).

        ♦ Исп. слово от обратного прочтения ар.غرب  гарраба "считать чужим, иностранным". К переходу ар. губных в МП, МБ см. компас.

ЭМБЛЕМА словное изображение какого-н. понятия, идеи"; лат. emblеma < греч. emblеma рельефное украшение. (БЭКМ).

        Образование на греч. почве с помощью суффикса ма от ар. علامة ъала:ма "знак" (в обратном прочтении).

ЭМБРИОН – "зародыш", "зачаток"; от греч. embruon "новорождённый  детёныш  (преимущественно ягнёнок)",  "ут-

        робный плод", "зародыш". (Дворецкий).

        ♦ От рус. баран, которое от ар. برآن  бар'а:н "невинный". О соответствии ар. губных МБ или МП см. компас.

ЭМЕРИТУРАист. "в дореволюционной России: специальная пенсия уволенным в отставку государственным служащим, пособие вдовам, сиротам из сумм эмеритальной кассы, средства которой составлялись из обязательных отчислений из жалованья государственных служащих";  лат. еmeritum солдатская пенсия за выслугу лет < еmerеre заслужить. (БЭКМ).

        ♦ От ар. عمر  ъумр "срок службы".

ЭМИГРАЦИЯ см. миграция.

ЭМИР "титул мусульманского владетельного князя в нек-рых странах Азии и Африки". (БЭКМ).

        От ар. أمير 'ами:р "повелитель", от أمر 'амр "императив, приказ, повеление". Родственно империя, эмират (см.). О раздвоении губных см. компас.

ЭМИРАТ "государство или владение феодала в странах Азии и Африки, возглавляемое эмиром". (БЭКМ).

        От ар.  إمارة  'има:рат "княжество", "владения эмира (см.)". В лат. языке оно дало империя, императив (см.).

ЭМИССИЯ – фин. "выпуск в обращение денег или ценных бумаг"; "испускание элементарных частиц", (БЭКМ); нем. еmission < фр. еmission < лат. еmissio выпуск, испускание, излучение. (БЭКМ).

        ♦ От ар. بث басса "распространять, рассылать" или  بعث  баъаса "посылать". Родственно миссия, англ. ambassador "посол".

ЭМОЦИИ – "переживание человеком своего отношения  к объективной действительности и к самому себе", "чувство, переживание, душевное волнение"; от франц. emotion от латин. emovere "возбуждать", "волновать". (СИС).

        ♦ От ар.  حماسة  хама:са "воодушевление".

ЭМПИРИИЗМ – "философское учение, признающее, в противоположность рационализму, чувственный опыт единственным источником знаний". (БЭКМ).

        ♦ От ар. خبرة  хибра "опыт", того же происхождения эксперт (через лат. expero). Переход губной в МП см. компас.

ЭМУ – "крупная нелетающая птица отряда казуаров, распространенная в Австралии и на о-ве Тасмания"; из португальского ema. (БЭКМ).

        ♦ От ар. نعامة  наъа:ма "страус". Начальный Нун в др.-русском исполнении (N) принят за евр. алеф:   א.

ЭМУЛЬСИЯ – "жидкость, в которой находятся во взвешенном состоянии микроскопические капельки другой жидкости"; лат. еmulgеre доить. (БЭКМ).

        ♦ Лат. слово от ар. ملغ  малага "сосать грудь".

ЭМФАЗА лингв. "усиление эмоциональной выразительности, напряженности речи с помощью интонационных приемов и риторических фигур"; "напряженность в произнесении звуков"; греч. emphasis выразительность. (БЭКМ).

        ♦ Греч. слово от ар.  عابъа:бба "вздымающиеся" + حاسة ха:сса "чувство".  Применение понятия напряженности к ар. так называемым эмфатическим неправомерно, ошибочно. Этим объясняется то, что редкий арабист их произносит правильно. Дело не в эмфатичности, а в артикуляционной двухфокусности, когда передняя артикуляция с помощью кончика языка совмещается с артикуляцией с помощью корня языка. 

ЭНДО – "первая составная часть сложных слов, соответствующая по значению слову внутренний"; греч. endon внутри. (БЭКМ).

        ♦ От ар. عند ъенд "у, имеющийся у… ", ср.  عنديات  ъиндийа:т "отсебятина".

ЭНДОГЕННЫЙ – "возникший в результате внутренних предрасположений или причин", от греч. endon "внутри" и genos "род", "происхождение". (ФЭС).

        ♦ Первое – от ар. ъинд "принадлежащий", "у", см. эндо. Второе – от ар.  جنس  гинс "род", "секс".

ЭНДШПИЛЬ – "в шахматах и шашках: конечная часть партии"; нем. еndspiel конец игры. (БЭКМ).

        Энд от ар. عندك ъандак "стой, стоп", шпиль – см. шпильман.

ЭНЕРГИЯ – "одно из основных свойств материи - мера её движения, а также способность производить работу"; от греч. energia "деятельность". (СИС).

        От обратного прочтения согласного костяка рус. горение.

ЭНЗИМбиол. "то же, что фермент"; фр. enzyme < греч. еn в, внутри + zymе закваска. (БЭКМ).

        ♦ От обратного прочтения ар.مزة   мезза "закваска, кислое" + эн (см. эндо).

ЭНКИ "в шумеро-аккадской мифологии, один из триады великих богов (наряду с Ану и Энлилем). Божество мудрости, подземных (пресных) вод и подземного мира, сотворил людей из глины. Предупредил Зиусудру (прототипа библейского Ноя) о насланном Энлилем Всемирном Потопе и убедил построить Ковчег. Энки почитался как бог-покровитель города Эриду, где его главный храм назывался Э-Абзу"; («Дом Бездна»). Изображался окружённый источниками вод, с рыбьим хвостом"; его имя означает "Господин Земля". (Википедия).

       ♦ От сложения эн "божество" (см. Ану) и имени богини земли Ки. В египетской мифологии соответствует богу земли, имя которого Геб (Еб), брату и супругу богине неба Нут (см.). См. также Эриду, Э-Абзу.

ЭНЛИЛЬ "Бог воздуха, ветра (букв. «Владыка-ветер», аккад. Эллиль) — в шумеро-аккадской мифологии — один из триады великих богов (наряду с Ану и Энки). Сын Ана (неба) и богини Ки (земли)". Согласно мифам, Энлиль отделил небо от земли, создал сельскохозяйственные орудия, божеств скотоводства и земледелия, приобщил к культуре людей. Считалось также, что Энлиль насылает стихийные бедствия.  (Википедия).

       ♦ В египетской мифологии соответствует богу воздуха Шу (см.), отделившего небо и землю. От сложения эн "божество" и Лель (ليل по-арабски "ночь"), поскольку шумеры предпочитали ночной воздух, когда видны звезды.

ЭН СОФ – "в каббале Исаака бен Соломона Лурии (16 век) – Бог как бесконечное, который удаляется от себя, чтобы создать возможность творения путём излучения света из себя". (Энц. словарь "Человек").

        ♦ От ар. أن صاف 'а:н са:ф "чистое время", которое может быть прочитано как "время чистоты, чистого неба (при сияющем солнце)", т.е. "время сияющего солнца". Понятие придумано на основе имени Лурия при его прочтении как л-ур "огонь". Ср. ар. نور ну:р "свет" иنار  на:р "огонь".

ЭНТЕЛЕХИЯ – "в философии Аристотеля – понятие достижения цели, осуществляемого нематериальным деятельным началом". От греч. enteleceia  "полное раскрытие внутри заложенной цели", т.е. законченная, полная действительность. (Дворецкий).

        Греч. термин есть контаминация греч. teloV "цель" и ар. إطلاق 'итла:к "свобода, абсолют", انطلق 'инталака "освободиться, ринуться".  В свою очередь, греч. teloV идёт от обратного прочтения ар. صلة силат "достижение", производное от глагола وصل васал "достигать", откуда и рус. цель (см.).

ЭНТОМОЛОГИЯ – "раздел зоологии, изучающий насекомых"; от греч.  entomon "насекомое" + logos "учение", "понятие". (СИС).

        Греч. entomon от обратного прочтения ар.نمة  намматун "пятнышко",  "муравей,  "букашка", "вошь".  К семантическому переходу см. блоха, вошь, насекомое.

ЭНТРОПИЯ – "рассеяние, обесценение энергии, заключающееся в переходе всех видов энергии в тепловую и равномерное распределение последней между всеми телами природы". От гр. en + trope "поворот". (СИС).

        ♦ От обратного прочтения ар. فرط фартун "нерадение", "неспособность исполнить что-л.", ср. восьмая порода: إنفرط 'инфарат "разлагаться"  (М., стр. 577). Со стороны морфологии материи энтропия есть самопроизвольный переход материи на уровни с менее высокой организацией, инволюция, например, деградация человека и превращение его в обезьяну. С этой точки зрения интересно ар. فرت фаратун "ослабление разума" (М., с. 575). Само понятие энтропии, демонстрирует полную деградацию человеческого разума, коль скоро изначально предполагает его отсутствие, более того, отсутствие во вселенной любой организации кроме хаоса. Такая же идиотская дана и этимология.

ЭНТУЗИАЗМ – "сильное воодушевление, душевный подъём, увлечённость чем-н". (БЭКМ).

        ♦ От ар. نزع назаъа – "стремиться", "устремляться", "желать". Вставной Т отражает восьмую породу.

ЭНЦЕФАЛИТ – "воспаление головного мозга".

        ♦ См. кефаль.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ – "научное справочное издание по всем или отдельным отраслям знания в форме словаря"; греч. enkyklos paideia обучение по всему циклу наук. (БЭКМ).

        ♦ От ар. نص НЦ "текст" + كل  КЛ "весь, вся" +فائدة   фа:'ида "информация". Букв. "текст всей информации". Отсюда выражение о весьма эрудированном человеке ходячая энциклопедия.

ЭОЗИН – "органический краситель; используется главным образом для приготовления косметических средств, чернил, карандашей разных оттенков красного цвета"; греч. еоs утренняя заря. (БЭКМ).

        ♦ От ар. أزين 'узаййин "разукрашиваю, украшаю", откуда مزين музаййин "парикмахер", "цирюльник". Греч. еоs от обратного прочтения рус. све(т).

ЭОН – "очень длительный период времени", "период времени, в течение которого точка равноденствия проходит весь Зодиак, т.е. 26 тыс. лет"; От греч. aion "век", "эпоха". (ФЭС).

        От ар. أن  'а:н (мн. число أوان 'ава:н) "время".

ЭПИ – греч. приставка со значением "после, над, сверх". (СИС).

        ♦ От ар. حافة ха:фа "край". Ср. эпитафия, эпилог, эпопея, эпиграмма.

ЭПИГОН – "пренебрежительное обозначение поздних, измельчавших представителей какого-либо течения", от греч.  epigonos "рожденный после". (СИС).

        ♦ От ар. عفاقة ъаффа:га "задница", т.е. идущий позади. Родственно эффект (см.). 

ЭПИДЕМИЯ – "широкое распространение инфекционной болезни"; от греч. epidemia "повальная болезнь". (БЭКМ). От греч. epidemos "распространённый среди народа". (МЭ).

        ♦ В словаре Дворецкого не отмечено. От обратного прочтения ар. معدية муъдийах "заразная" о болезни (МЕДИХ), букв. "переходящая", при П = Х, Е = Ъ ( ع). Из-за созвучия эпидемия с академия происходит эпидемическое распространение академий и академиков. (Иванов А.Г.). 

ЭПИЗОД "случай, происшествие"; "часть художественного произведения, обладающая относительной самостоятельностью и законченностью"; фр. episode < греч. epeisodion букв. вставка, добавление. (БЭКМ).

        ♦ От рус. опис(ание) + ар. زود заввад "дополнять, снабжать". См. Апис.

ЭПИКУРЕИЗМ – "учения, исходившие из идей Эпикура (341-270 до н.э.), основавшего философскую школу. Философию делил на физику (учение о природе), канонику (учение о познании) и этику (наука о должном). Девиз Эпикура - живи уединенно. Цель жизни - отсутствие страданий, здоровье тела и состояние безмятежности духа (атараксия); познание природы освобождает от страха смерти, суеверий и религии вообще. Впоследствии вульгарно толковался в духе гедонизма". (БЭКМ).

        ♦ Эпикур действовал в соответствии со своим именем, в котором записано по-арабски فكور факу:р илиفكير  фикки:р "мыслитель". Учение сближено с гедонизмом по недомыслию.

ЭПИЛЕПСИЯ – "психическая болезнь, проявляющаяся судорожными и другими припадками, падучая болезнь", от греч. epilepsia "внезапная остановка, задержка", "схватывание". (КМЭ).

        ♦ От ар. آفة 'а:фа  ('а:фит ) "болезнь", "недуг" + النفسية ил-нафсиййа "психика", букв. "душевная болезнь". Нун исчез в результате ассимиляции со звуком Л.

ЭПИСТОЛЯРНЫЙ – "в форме письма, свойственный письмам"; лат. epistola < греч. epistolе < epistellо посылаю, отправляю. (БЭКМ).

        От обратного прочтения ар. تصحف ал-тасаххуф "неправильное писание, ошибки в письме" (корень схф), при Х восьмеричном = И восьмеричной. Родственно рус. письмо (см.).

ЭПИТАФИЯ – "надгробная надпись"; греч. epitaphios < epi над + taphos могила. (БЭКМ).

        ♦ От сложения греч. эпи "после" с ар. عطف ъатаф "чувствовать", с наложением ар. طفا тафа:  умирать. Есть более простая этимология: тафос от рус. спать или ар. سبات  субат "спячка".

ЭПИТЕЛИЙ – анат. "ткань, покрывающая поверхность кожи, роговицу глаза, а также выстилающая все полости организма, внутреннюю поверхность полых органов пищеварительной, дыхательной, мочеполовой систем; выполняет защитную и трофическую функции"; еpithelium < греч. epi на, над, сверх + thеlе сосок. (БЭКМ).

        ♦ Якобы греч. сосок от ар. تيلة ти:ле "волокно". Та же заморочка в терминах мезотелий, эндотелий.

ЭПИТЕТ "разновидность тропа: образное, художественное определение"; греч. epithetos приложенный. (БЭКМ).

        От обратного прочтения ар. عطف ъатафа (грамм. термин) "присоединять", ср. рус. прилагательное.

ЭПОС "повествовательный род литературы"; "совокупность произведений народного творчества: героических сказаний, былин и т.п."; греч. epos слово, рассказ, повествование. (БЭКМ).

        ♦ От рус. опись, опис(ание).

ЭПОХА – "продолжительный промежуток времени, выделяемый по тому или иному характерному явлению, по выдающимся событиям, отличающим определённый период истории, науки, искусства и т.д. от других периодов", "подразделение геологического периода". От греч. epoche "остановка"; лат. epocha < греч. epochе задержка, остановка в счёте времени; значительный момент. (СИС). Греч. epoch "остановка, задержка, прекращение", "воздержание от суждения", "задержка лучей при затмении", позднее "эпоха". (Дворецкий).

        ♦ При Х=П слово родственно Апоп (см.). В значении "воздержания" от ар. عفة ъиффах "воздержание". Значение "эпоха, время" от ар.  عفان ъиффа:н из выражения عفان ذلك جاء على га:' ъала ъиффа:н залика "прийти во время этого".

ЭРА – "система летосчисления, ведущаяся от какого-н. определенного момента". (БЭКМ).

        ♦ От обратного прочтения ар. أرخ 'аррах "сочинять историю", "датировать", т.е. разбивать на временные отрезки.

ЭРЕДУ "один из древнейших городов Шумер. Некогда город находился на берегу моря или внутреннего озера. Главным богом был Энки, соответствовавший у аккадцев богу воды Эа. Упоминания об Эреду встречаются на протяжении всей истории Месопотамии" (Оппенхейм А. Древняя Месопотамия.).

       ♦ От ар. أروض 'араввиду "орошаю", "обводняю", корень  рвд, где Р – интенсив и рус.вода.

ЭРЗЯ – "угрофинская народность, населяющая Приуралье, которая вместе с мокша (см.) составляет мордву" (см). (БЭКМ).

        ♦ От ар. أرض  'арз ('ард) "земля, родина", того же корня рус. родина. Народность, оставшаяся на родине, названа в противоположность уграм (см.), которые мигрировали, по-арабски: هجروا (хагару:). См. также венгры, мадьяры, эстонцы.

ЭРМИТАЖустар. "загородный дом, парковый павильон и т. п. Используется как собственное имя для называния художественного и культурно-исторического музея в Санкт-Петербурге"; фр. ermitage уединённое место; одинокий дом < греч. erеmia пустыня, уединение. (БЭКМ).

        ♦ Греч. erеmia от ар. عراء ъара: "голое место, открытое пространство". Эрмитаж от ар. حرمة харамит "священное место". Родственно гарем, кремль.

ЭРОЗИЯ азрушение горных пород путем их размывания, истирания, химического растворения и т.п."; нем. еrosion < лат. еrоsio разъедание. (БЭКМ).

        ♦ От ар. قرض  караз (карад, 'араз, гараз) "разъедать, грызть".

ЭРОС – "в древнегреческой мифологии – бог любви"; "в философии Платона: мистическое влечение к фантастическому сверхъестественному миру «идей»"; греч. Erоs (Erоtos).  (БЭКМ).

        ♦ От ар. حرص хирс "страстное желание". Родственно также  عروسъару:с "невеста",  عريسъари:с "жених". В азиатских ритуалах брачения во время свадьбы (по-арабски عرس ъарс) на голову (по-арабски рас) жениха и невесты сыплют рис. При этом вовлекается в возбуждаемый ряд корней не только эрос, но ар. глагол رسا раса: "стать на якорь". Ср. библейское "да прилепится муж к жене своей". Платоновский Эрос отражает смысловое поле верхней, (горней) любви, любви небесной, любви к Истине, поле, которое является не сверхъестественным миром идей, а комплексом слов определяющих, в качестве элементов программ, всё материальное в этом мире. Сам Платон потому и сказал, что "вещи – тени идей", что его имя созвучно слову плазма.

ЭРОТИКА "чувственность, интерес к обнаженному (преимущ. женскому) телу, к половым отношениям", (БЭКМ);

        "учение о любви", от Эрос (см.).

        ♦ Из-за созвучия с ар. عرض ъард "демонстрация" эротика стала предметом повсеместной и публичной демонстрации гениталий. Аналогично см. эпидемия.

ЭРУДИЦИЯ – "глубокие познания в какой-н. области или во многих областях"; лат. еruditio учёность, просвещенность". (БЭКМ).

        ♦ От ар. عرض ъард "широта" ( عروضмн. число ъуру:д) + الاطلاع ал-'иттила:ъ "осведомлённость эрудиция", букв.: "широта осведомлённости".

ЭРУПТИВНЫЙгеол. "связанный с извержением вулкана"; нем. eruptiv, фр. еruptif < лат. еruptus выброшенный, изверженный. (БЭКМ).

        ♦ От ар. رفت рафата "отвергать".

ЭРЫ, эры задаватьустарев. "важничать, вести роскошную жизнь". (ФСРЯ).

        ♦ От ар خير хе:р "благо " + زاد за:да "увеличилось, стало чрезмерным".

ЭСКАДРА – "крупное соединение военных судов или самолетов"; фр. escadre < ит. squadra четырёхугольный боевой строй. (БЭКМ).

        ♦ От ар. قدرة  кудра "сила", ср. ар. قوة кувва "одна скрутка веревки", "сила", "подразделение, отряд". Сюда же эскадрон, эскадрилья.

ЭСКАЛАДАустар. воен. "взятие укреплений (овладение крепостными стенами) при помощи штурмовых лестниц"; фр. escalade < лат. scala лестница. (БЭКМ).

      ♦ От ар. سقالة сака:ла "строительные леса", Этимологически восходит к أقل 'акалла "подымать". Родственно шкала (см).

 ЭСКАЛАТОР см. эскалада.

ЭСКАЛОП – "кусок нежирной жареной свинины, а также телятины или баранины)". (БЭКМ).

        ♦ От ар. حلوف халлу:ф "кабан", "свинья".

ЭСКУЛАП  см. Асклепий.

ЭСТАМП  "оттиск художественного изображения с печатной формы, выполненной при участии автора"; фр. estampe < estamper чеканить, оттискивать. (БЭКМ).

        ♦ Того же происхождения, что и штамп (см.).

ЭСТАФЕТА – "вид соревнований спортивных команд — бег, движение на дистанции, при котором на определённом этапе один спортсмен, сменяясь, передаёт другому условленный предмет"; от италь. staffa "стремя". (БЭКМ).

        ♦ От ар. اصطف 'истаффа "выстраиваться в ряд". Итальян. слово от рус. ступать. Отсюда выражения передать (донести, принять) эстафету "передать, не прекращая движения вперед, продолжать чьи-либо начинания, традиции".

ЭСТЕТИКА  "философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, в художественном творчестве, в природе и в жизни";  от греч. aisthesis "чувство". (БЭКМ).

        Греч. слово от ар. حاسة ха:ссат "чувство".

ЭСТРАГОН – "многолетнее травянистое растение сем. сложноцветных, используемое как пряность; то же, что тархун"; от фр. estragon < ср.-лат. tarcon < араб. at-tarhun. (Крысин). Считается способствующим половому возбуждению.

        От ар. هرج  харагон, تهرج  тахарругон  "возбуждение", ср. похожую травку любесток или тархун и жаргонное трахать. См. эстроген, эструс.

ЭСТРАДА "вид исполнительского искусства — представление на сцене небольших драматических, музыкальных, хореографических, цирковых номеров, обычно сопровождаемое конферансом"; фр. estrade < исп. estrado помост. (БЭКМ).

        От ар. استعراض 'истиъра:д "обзор", "ревю".

ЭСТРОГЕН биол. "вещество, обладающее действием женских половых гормонов и близкое к ним по химической природе"; греч. oistros страсть, ярость + genes рождающий. (БЭКМ).

        ♦ См. эстрагон.

ЭСТРУСзоол. "одна из стадий полового цикла млекопитающих: течка"; греч. oistros страсть, ярость. (БЭКМ).

        ♦ От рус. струится, по созвучию с ар. عروس ъару:с "невеста", сложенного с ар. префиксом  استист "стать", букв. стать невестой.

ЭСТЫ, эстонцы – "название финно-угорского народа, населяющего в настоящее время Прибалтику, родина которого Приуралье".

        От ар.أوطان  'авта:н (автон) или  وطنватан "земля, родина" с заменой В на С по сходству начертания русской С и ар. В (و), как в стрела (см.). Перевод древнего самоназвания maarahvas "народ земли", ср. эрзя (см.).

ЭСТЭР, (Эсфирь, Эсрик) – "Персидская царица евр. происхождения, героиня библейской книги Эстер. Рискуя жизнью, спасла евр. народ от уничтожения, к которому его приговорил злой визирь царя Аман". (КЕЭ, стр. 212).

        По созвучию с ар. أستر 'устур "храни, спаси".

ЭСХАТОЛОГИЯ – "учение о «конце света», входящее составной частью во многие религии". (БЭКМ).

        ♦ От ар. اصح эсха "просыпайся, пробуждайся". Ср. ар.  بعثة баъаса "воскрешение", "пробуждение". На самом деле имеется в виду конец сонного царства, ср. рус. спать и успение.

ЭТАЖ – "часть здания, помещения в которой находятся на одном уровне"; фр. еtage < лат. statio место, местопребывание. (БЭКМ).

        ♦ Лат. statio от рус. стоять (см.). Этаж от ар.  طاق та:к, та:г (корень твк) "слой, пласт", отсюда этимологически родственнное  طابق та:бек "слой, этаж".

ЭТАЛОН – "точный образец установленной единицы измерения". (БЭКМ).

        ♦ От ар. عدل ъдлон "противовес", от عدل ъадала "равняться", "быть равным, ровным", откуда  عدل ъадал "выравнивать". Родственно модель, модуляция (см.).

ЭТАП – "отдельный момент, стадия какого-н. процесса"; фр. еtape < ст.-фр. estaple < нж.-нем. stapel склад. (БЭКМ).

        ♦ От ар. عطف ъатаф "поворачивать", عطف ъатф "поворот".

ЭТАТИЗМполит. "активное участие государства в экономической жизни общества, в управлении экономическими процессами"; фр. еtatisme < еtat государство. (БЭКМ).

        ♦ Фр. слово родственно штат (см.). Замена s буквой е см. этюд.

ЭТИКА – "философское учение о морали, ее развитии, принципах, нормах и роли в обществе"; нем. еthik < лат. еthica < греч. еthos обычай, характер. (БЭКМ).

        ♦ От ар. إتقاء иттика:' "богобоязнь", то же что вера (см.). Греч. еthos от ар. عادة ъа:да "обычай".

ЭТИЛ – "радикал этилового (винного) спирта". От греч. aither  "воздух" + hyle "дерево", "вещество". Этиловый спирт – питьевой спирт.

        ♦ От ар. عطل ъа:ттал "выводить из строя". Хлористый этил – летучая, легко воспламеняющаяся жидкость, получаемая нагреванием спирта с крепкой соляной кислотой; применяется в медицине как анестезирующее (обезболивающее) средство", (см. СИС). Хлористый – от ар.   хаддар "обезболивать", "пудрить мозги", "заговаривать зубы". Чередование Л/Д  отражает ар. чередование Л/Д-эмфатическое по признаку боковой артикуляции, ср. لألأ ла'ла' "сверкать",  ضاء да:' "светить" Растения вырабатывают этил для ориентации в пространстве, для определения, где верх, а где низ. Без этила они теряют способность расти вверх. От ар. عاتل ъа:тилун "подымающий вверх", родственно атлет, атлетика (см.).

ЭТИМОЛОГИЯ – "раздел языкознания, изучающий происхождение слов"; греч. etymologia < etymon истина; основное значение слова + logos понятие; учение. (БЭКМ).

        ♦ Греч. etymon на самом деле (по-арабски) означает "сокрытое" (عتيم ъати:мун). Он и в самом деле оставался сокрытым от времени древнегреческой этимологии вплоть до возникновения симии. В настоящее время выяснилось, что слова происходят не от гипотетического праязыка, который  никто не видел и не слышал,  а от языкового бинарного ядра, которое состоит из русской половины и арабской. Всё, что непонятно в русском языке, объясняется через арабский и наоборот. Выяснилось также, что термины этимологии (симии) по звучанию и по смыслу параллельны терминам химии, ср. атом и этимон, молекула и (ар.) الكلام  ал-келом "речь".

ЭТИМОНлингв. "восстанавливаемое исходное слово, основа или морфема, от которых произошли другие слова данного языка"; греч. etymon истина; основное значение слова. (БЭКМ).

        ♦ См. этимология. Родственно атом, тьма, Атум (см.).

ЭТИОЛОГИЯ – "учение о причинах болезней", от греч. aitia "причина" + logos "учение". (СИС).

        Греч. aitia "причина" от ар. آتية 'а:тийа "приводящая".

ЭТНОС этн. "общее название национальных образований - нaции, народности, национальности и др."; греч. ethnos народ, племя. (БЭКМ).

        ♦ От ар. وطن  ватан "земля, родина", откуда  وطني ватани "этнический, национальный". В англ. языке при обратном прочтении дает nativ. Родственно хтонический (см.).

ЭТОЛОГИЯ ­ "наука о поведении животных", "наука о поведении организма", в отличие от этики, "биологическое изучение поведения". Термин происходит от греч. этос "характер", "нрав". В 17 веке этологом называли актера, изображавшего, часто посредством пантомимы, человеческие характеры. В 18 веке этология обозначала науку об этике. В 1859 г. стали использовать в качестве термина, обозначающего "науку о жизни и взаимоотношениях в среде" (см. Гороховская Е.А. Этология. Рождение научной дисциплины, стр. 9).

        ♦ Значение термина плывет из-за смешения ар. عتا ъата: "нарушать установленные границы" иاتقاء  'иттика "богобоязнь", откуда этика – наука о должном (о должном поведении). Термин возник в результате (неправомерного) переноса понятия этики на поведение живых организмов, что соответствует общей тенденции к размыванию границ между человеком и животным, в рамках абсурдизма.

ЭТОТ, эта, эти – "указ. местоимения".

        ♦ От ар. هذه ха:зих (هته ха:тих), "эти", что является сложением указательной частицы ха: "вот" (которая в иврите стала определенным артиклем га, например, рош га-шана "новый год", от ар. رأس السنة ра'с ас-сана) и местоимения зи (ставшего в немецком артиклем ди, относящимся, точно как и в арабском, и женскому роду и к мн. числу, а в английском – определенным артиклем the).

ЭТРУСКИ – "этнос предшествовавший латинянам до образования государства Древнего Рима".

        ♦ От ар. التروس эт-турус "латы, щиты", что есть перевод этнонима латиняне, они же (в обратном прочтении) италики, которое от рус. латы. См. также пеласги.

ЭТЮД – "рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры и обычно являющиеся частью будущего большого произведения"; фр. etude < лат. studium старание; занятие; изучение. (БЭКМ).

        От ар. عتاد ъатад "готовить". Лат. studium от ар. استضاء истада:' "выяснять", производное от  ضاء да:' "светить". Поэтому занятие рисованием по созвучию много способствует прояснению смыслов, является одним из способов вхождения в транс, хотя фр. слову не достаёт начального с, который виртуально восстанавливается благодаря графическому пролазу, наблюдаемому в слове этатизм. Пролаз возможен ввиду схожести начертания рус. с, е и ар. و .

ЭФА "род гадюк. Живет во всей северо-восточной Африке, Каменистой и Счастливой Аравии". (Брокгауз).

       ♦ От ар. أفعى 'афъа: (мн. число أفاعي 'афа:ъи) "змея". В Индии ее называют афаэ (по форме мн. числа). Дала название созвездию Змееносец, см. Офиух.

ЭФЕДРИН – "алкалоид растения эфедры, применяется в медицине. (СИС).

        ♦ От ар. خدر  хаддара "обезболивать", "дурить голову".

ЭФЕМЕРНЫЙ – "мимолетный, скоропроходящий"; от греч. ephemeros "однодневный". (СИС).

        Термин происходит от сложения ар.  خفхиффа "быстрота лёгкость" и  مرмарр "проходить". В греч. языке слово  hmarioV, "дневной", "однодневный", "ежедневный" производно от hmar, hmatoV "день" от ар. يوم йом "день",يومية   йаумиййат "ежедневная".

ЭФЕС   "в холодном боевом и спортивном оружии: рукоятка

        с защитным приспособлением - гардой - и темляком".  (БЭКМ).

        ♦ От обратного прочтения ар. صفحة  сафха "лист железа". Того же корня Гефест, доспехи (см.).

ЭФИР "по представлениям древних греков: верхний лучезарный слой воздуха - местопребывание богов. Древние философы рассматривали так же э. как начальный материальный элемент всего сущего (наряду с огнём и водой) и как символ вечного движения. По представлениям физиков 18-19 вв.: среда, заполняющая мировое пространство и промежутки между частицами вещества. Обобщенное название среды, в которой распространяются радиоволны". (БЭКМ).

        От ар. أثير си:р "эфир", производное отأثر ссар "воздействовать", "служить причиной". Только значение ар. слова объясняет все представления об эфире на протяжении веков. Cр. поле (см.).

ЭФФЕКТ – "сильное, яркое впечатление, производимое на кого-либо", первоисточник лат. effectus "действие, влияние, результат". (Черных).

        ♦ От ар. عفق ъафака "сильно бить кнутом кого-либо", откуда عفاقة ъаффа:кат "задница", عفق    ъафака "пёрнуть (об осле)" (М., с. 515). Слова эффективный и эффектный различаются тем, что первое происходит от лат. слова effectus, второе – от ар. عفقة  ъафкат – "однократное действие по смыслу глагола". Лат. слово, в свою очередь, происходит от ар. اوقع 'авкаъааставить произойти", т.е. "производить".

ЭХО – "в древнегреческой мифологии – нимфа, настолько зачахшая от безнадежной любви к Нарциссу, что от неё остался лишь один голос. Была наказана Герой за болтовню, т.к. умела произносить только концы слов, не зная их начала", от греч. Echo (МС).

        ♦ Эхо хотела, чтобы нарцисс смотрел не на своё отражение, а на неё. Oт ар. أخو ху: "одинаковый", "копия", "брат". Родственно др. егип. Ах – двойник человека в загробном мире.

ЭШАФОТ – "помост для казни".

        ♦ От обратного прочтения ар. فجع фажаъа "мучить кого-либо казнью родственников", возвратная порода: تفجع  тафажжаъ (М., стр. 570).

ЭШЕЛОН – "составная часть боевого порядка в глубину"; восходит к лат. scala "лестница". (Черных).

        ♦ Лат. scala от ар. سقالة   сака:ла "строительные леса", родственно шкала (см.), ар.  شكل  шаккал "строить боевые порядки".

Hosted by uCoz