Е – шестая буква рус. азбуки с числовым значением 5.

     ♦ По конфигурации восходит к ар. букве Ъайн ( ع ) с числовым значением 70. Смена числового значения произошло из-за перемены мест букв ه  (5) и ع (70) начиная по меньшей мере с финикийского алфавита. Ср. Е и (ар. букву   ع  Ъайн = 70), с одной стороны, и финикийский Ъайн: О = 70 и кириллическую О = 70, с другой. Причина перемены мест в том, что с буквы Ъайн начинается ар. слово عفروس ъафрус "лев", от которого происходит название черного (пятого)  континента (см. Африка1), на котором располагался пятый лингво-культурный регион. Смещение позиции этой буквы относительно исходной, равной номеру 5, вызвано расщеплением в рус. буквы Б на Б и В. (см. Б). Название буквы в древнерус. азбуке Если  происходит от рус. ясли "место кормления животных", выражающую ту же идею, от которой происходит слово негр (от ар. رجن рагана "приручать, прикармливать животных").  Конфигурация е происходит прямо от варианта серединного написания пятой ар. буквы Ха (схему эволюции графики см. Н). Другое название этой буквы Есть связано с ее шестой позицией в кириллице и происходит от ар.  ست СТ "шесть". В звуковом отношении Е соответствует ар. Ъайну (ع) в таких словах: бела, белена, бечева, элемент, лепра, деть, де, дифтерит, дребедень, календарь, кочегар (см.), а также ар. гайну (غ) в таких словах как Европа, трели (см.).

ЁБОСАН – "в поздней корейской мифологии злой дух японца, который в образе красного перца обольщал кореянок в сумерках" (ёбо – корейское междометие эй! + японский вежливый суффикс сан). (МС).

     ♦ От рус. слова, обозначающего соитие.

ЕВ- – "в словах греч. происхождения – "благо, хорошо, хороший", как в евангелие, евхаристия, евгеника, Евтерпа (см.), в греч. именах: Евдокия (удовлетворенная), Евгений (благородный)".

     В греч. языке это слово (eu) означает "хорошо, благо, добро", "полностью, вполне", от ар. عبا "светиться о лице", "быть красивой о наложнице"; "готовить, паковать (товар)", "наполнять" (М., стр. 485). Понятие красоты и полноты женщины в арабской культуре совпадали.                                         

ЕВА – "в Пятикнижии Моисея: жена Адама, сотворенная Богом из ребра первочеловека; искушена сатаной в образе змея; попробовав вместе с Адамом  запретный плод с древа познания добра и зла, нарушила божественный запрет, была изгнана из рая и лишена бессмертия"; от др.-евр. < от финик. "хвт" змея. (НСИС).

       От ар. حواء  хава:' Ева, производное от корня حيا хайа: (хава:) давшего حياة хайа:т "жизнь". Корень омонимичен, он означает также сворачиваться, откуда حية хаййа "змея". На самом деле ее соблазнил член Адама, русское название которого этимологически восходит к этому корню "жизнь", т.е. "дающий жизнь". Событие в рае основано на омонимичности ар. корня جنى гана: "срывать плод", "совершать грех, преступление".

ЕВАНГЕЛИЕ – "название раннехристианских рассказов о жизни Христа", "часть Библии, содержащая такие рассказы; Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна (по именам четырех евангелистов)"; с греч. языка: euaggelion букв. "благая весть".

     ♦ Калька с рус. благовест, которое являет собой русско-арабскую билингву: сложение ар. بلاغ  бала:г "весть", с рус. весть. См. Авеста, Вульгата. Кол-во канонических евангелий определяется обычаем ар. судопроизводства, предусматривающего необходимость четырех свидетелей, что соответствует номеру арабской культуры. См. арабы, Аравия.

ЕВДОШКА(Umbra limi) "рыбка семейства умбровых, куда относится также даллия. Сверху коричневато-оливковая, с черными пятнами; на боках около 14 нечетких узких темных поперечных перевязок, с голубоватыми промежутками; грудь, брюхо и низ головы желтоватые; яркая черная поперечная полоса у основания хвостового плавника. Эти виды очень выносливы, хорошо переносят недостаток кислорода в воде, так как могут использовать для дыхания кислород атмосферы. Органом воздушного дыхания является плавательный пузырь. При движении вперед евдошка попеременно двигает грудными и брюшными плавниками, подобно тому как действует ногами лошадь в галопе. Американская евдошка живет в болотистых озерах-прудах и мелких ручьях верхнего бассейна Миссисипи и бассейна Великих озер". (http://www.floranimal.ru).

  От сложения ев (см.) и душа, в том смысле, что может дышать кислородом. См. также даллия.

ЕВКЛИД, геометрия Евклида – "геометрия, систематическое построение которой было впервые дано в 3 в. до н.э. Евклидом. Система строится на том, что вначале принимаются истины, не требующие доказательств (аксиомы, постулаты) ввиду их очевидной ясности, а все остальное принимается не иначе, чем при помощи доказательств". (БСЭ).

      ♦ Имя Евклид сложено из греческого ев – "хороший" (см.) и корня  قلد клд, от которого рус. кладка, "построение". Именно этот смысл и подвигал греческого математика в построении своей геометрической системы. Отсюда ро    дился так называемый аксиоматический метод (см. аксиома).

ЕВНУХ – "оскопленный слуга при гареме"; греч. eunuchos < eune постель + ehein стелить. (Крысин).

     ♦ От рус. ебну… + отрицательный аффикс х (خ ). По созвучию греч. слова с ар. أنحس 'анхус "черные", люди для этого дела подбирались в основном из числа черных рабов. Ср. греч. ebenos "черное дерево", откуда эбонит.

ЕВРЕИ (עברי) – "рус. название иудеев (см.)".

      ♦ Слово древнее, известно уже в древнеегипетских папирусах, где оно обозначалось как ipr, от ар. عبري ъибри "еврей". Ср.: арам. ibrai, откуда греч. έβραϊος, лат. hebraeus, откуда рус. гебраистика. Принимая историческую точку зрения, исходной формой мы должны были бы считать древнееврейскую или арамейскую. Но они не проясняют смысл этнонима. И только когда слово попало в рус. язык (во времена царствования Екатерины II), оно полностью прояснилось.  Оказалось, что это аббревиатура, состоящая из четырех букв-символов семантических элементов или идей.  Е символизирует Египет, т.е. Моисея, В – Вавилон, т.е. Авраама, Р – русскость, Е ( ع )  - арабскую идею. Все эти буквы представляют собой семантическую формулу этноса. Последние две буквы образуют другую аббревиатуру: РА (см.). В течение всего исторического времени иудейская идея медленно пробивалась в этнониме, пока последний не попал в русский язык, где сокрытый его смысл проявился. См. Аарон, Авраам, Моисей.

ЕВРОПА – "часть света, западная часть материка Евразии". греческое Europe, от ассир. эреб — запад; в Древней Греции так именовались территории, лежащие к Западу от Эгейского моря. (БСЭ).

     ♦ От ар. غروب гуру:б "Запад", производное от غرب гараба "заходить (о солнце)". Европа и сейчас называется Западом. Падение звука Гайн (غ) как в лавр (см.) отмечается во всех семитских языках. См. статью Е.

ЕВФРАТ – "река в Передней Азии, окаймляющая вместе с рекой Тигр район, называемый Междуречьем". По одной из версий означает на ассирийском: "отец рек". (ЭНЗ). До нас дошло  одно из первых изображений земли – карта мира составленная вавилонянами. Карта имеет вид семиконечной звезды. С севера на юг Землю пересекает широкая полоса. Это река Евфрат. От клинописной формы У-фратус "очень широкий". (Губарев, 366).

     ♦ На аккадском языке, языке шумер, эта река называется Пуратти (ЕВФРАТ ПУРАТТИ), что соответствует ее современному ар. названию الفرات ал-фура:т, которое происходит от ар. عفروس ъафрус "лев". Лев и тигр (название второй реки) в ар. языке вместе называются سبع  сабаъ (сабъун) что также означает "семь", ср. англ. seven. Форма слияния двух рек как раз и образует очертание клинописного шумерского знака, семерки, откуда происходит Шумер (см.). Междуречье являет собой седьмой лингво-культурный регион. См. на эту тему Гильгамеш, Семирамида,  Тигр, а также Аму-Дарья, Сыр-Дарья.

ЕВХАРИСТИЯ, таинство евхаристии, (причастия) – "название одного из главнейших таинств церкви, признаваемого всеми христианскими вероисповеданиями. Совершение его составляет главное христианское богослужение — литургию". (Брокгауз). По учению церквей православной, католической и армяно-григорианской, в Е. хлеб и вино пресуществляются в истинное тело и кровь Христовы "одно из семи канонических таинств православной церкви, таинство благодарения", связанное с тайной вечерей, которую устроил Христос в последний день пребывания вместе с учениками, когда он, разломив хлеб, сказал: "примите и ядите, сие есть тело Мое, и, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все: ибо сие есть кровь моя...". (ППБЭС); от греч. eucharistia букв. благодарение. (Крысин). ♦ Слова Христа основаны на созвучии евр. слова лахм "хлеб" и ар. لحم ляхм "мясо, плоть", а также ар. слов خمرة хамра "вино" и حمرا хамра "красная", т.е. "кровь". Слова Христа передают ар. фразеологизм: أنا لحم ودم 'ана: лахм ва-дам "я плоть и кровь" в значении "я живой человек", т.е. я страдаю, что согласуется не только с контекстом и ситуацией, но и с греч. словом eucharistia "благодарение", начало которого евхар скрывает ар. أواخر'ава:хир "конец, кончина", (откуда рус. вечер), сложенное с именем Иисуса (по-арабски عسا Иса). Далее рус. слово ядите скрывает ар. أيد 'аййад "поддерживать". Речь идет об участии со стороны апостолов в страдании Иисуса перед казнью. С другой стороны, греч. термин евхаристия от ев харисто "спасибо", букв. "хорошая любезность" как раз в обратном переводе на рус. язык (спаси Бог) отражает чаяние устроивших вечерю. Нередко перевод на рус. язык, как  в этом случае, являет собой восхождение к первоисточнику. Буквальное понимание именно как вкушение истинного тела и крови Спасителя, как настаивают богословы не может быть принято, поскольку данное таинство никакого отношения к каннибализму не имеет. Но самое прозрачное значение слова, вытекающее из контекста: "ев Христа", наподобие "читая Христа".

ЕГЕРЬ – "лакей на охоте при высокопоставленной особе", "охотник". Слово из нем., где оно означает "охотник, "стрелок". (Фасмер).

     ♦ От ар. أجير 'аги:р "наемник", "нанятый". Ср. деньги и ар. جندي  гунди "воин", сольди и солдат.

ЕГИПЕТ1 – "государство на Ближнем Востоке, занимает северо-восточная часть Африки и Синайский полуостров в Азии". (БСЭ).

       Сокращение от полного названия по-арабски حاط جه فتاح ха:та гах птах "дом господа Птаха", где хата – из рус., которое от ар. أحاط 'аха:та "окружать" (см. дом); того же происхождения, что и حنط ханната "бальзамировать (трупы)", гах ар. с тем же значением, Птах – того же корня, что и ар. فتاح  фатта:х – один из эпитетов Аллаха, буквально "открывающий (двери пропитания)", "питающий". Хата (по рус. значению) соответствует второй букве алфавита Бет, по-арабски "дом, хата", "укрытие". См. Б, Бета. Слово Египет того же происхождения, что и копты (см.), коренные жители Египта, которые как и этноним отражают смысл укрытия, тайны, смысл, который поддерживается заупокойным культом, оцифрованным номером 2. В этот культ включены сооружение пирамид и некрополей, тщательно разработанные ритуалы погребения с непременным оплакиванием профессиональными плакальщицами с чрезвычайно развитой культурой масок. Территория Египта, если ориентироваться не государственными границами, условно проведенными в настоящее время по соответствующим долготе и широте, а долиной Нила и побережьем Красного моря, где издревле была сосредоточена жизнь, то ясно можно увидеть мумию фараона.

 

Карта силуэт ф

         Карта Египта с обозначенными красным цветом охраняемыми

         экологическими зонами.

 

Дельта Нила – корона фараона, Суецкий канал дает очертания лица в профиль с ясно обозначенными лбом, носом, подбородком. Между побережьем Красного моря и долиной Нила – тело умершего. Район Хургады (обозначен красным цветом) соответствует месту пуповины. Долина Нила – спине фараона. При этом такому рассмотрению земли Египта соответствует и топонимика. Асуан по-арабски значит "печальный". Синай – от ар. سنة сина "сон", вечный. Полуостров символизирует надгробный камень. Номер 2 отражается также через разделенность территории на две части, ср. Германия, Америка1, Корея (см.). В древности эта страна называлась мецраим "два Енипта". Имелось в виду Верхний Египет и Нижний, разделение которое этнически и культурно остается и поныне. Современные египтяне продолжают исповедывать заупокойный культ через сооружение монументальных памятников, наличием в столице целого города Мертвых, через возврат ко второму номеру путем культивирования апельсин, окраской зданий и его элементов в оранжевый цвет. Одно из самых заметных качеств характера – доброта по причине того, что название древней столицы Египта Тиба (Фивы в греческом произношении) по-арабски означает также "доброта" (طيبة ти:ба). Проговаривают они свой номер и через смех. Они сами себя называют самым смеющимся народом, что объясняется русским фразеологизмом "умереть со смеху". В связи с заупокойным культом системным понятием являются слезы (см. элегия), отчего на древних гробницах встречаются изображения глаз, из которых вытекают слезы в виде арабских двоек, а в современном Египте это отражается в пищевых кодах (см. лук, айва, мулухиййа, бамия). Вследствие сказанного литерными болезнями являются болезни глаз, ср. "Следствие распространения конъюнктивитов и трахомы – большое число слепых: 75 тыс. чел. с полной потерей зрения и 120 тыс. со сниженным зрением". (БСЭ, Египет). Ср. также у Айни "Нет ни одной деревни, где нас не поражало бы большое кол-во слепых и одноглазых". (стр. 89). Как часть Африки Египет имеет и признаки пятого номера (см. Африка1), которые отражаются через поклонение животным, через маски животных, через голубой цвет народной одежды под названием галабиййа, через кулинарные изыски на основе голубя. Табличный номер Египта 5.2. Однако Современный Каир, относясь в арабскому миру, является также носителем номера 4, продолжая сохранять свою исконную двойку.. Другие ар. страны носящие табличные номера см.: Сирия (4.1), Тунис (4.4), Ливия (4.5), Ливан (4.6), Ирак (4.7). См. также Нил, пирамида, Тот2, Титан1, фараон.

ЕГИПЕТ2, египетский суд устар., "посмертный суд".

     Имеется в виду египетский культ мертвых, согласно которому, умерший подвергался суду, прежде чем отправиться в царство мертвых, на западном берегу Нила. Расположение гробниц и пирамид определялось тем, что арабское  غروب  гуру:б "запад" совпадает с рус. гроб.

ЕГО – местоимение.

     ♦ От ар. местоимения ه угу "его". Форма косвенного падежа от هو   хува (гува) "он".

ЕГОЗА   "суетливый, слишком подвижный человек, непоседа (обычно о детях)". (Ожегов).

     ♦ От ар. قز казза (газза) "прыгать". Родственно коза, стрекоза, газель (см.).

ЕДА – "то же, что пища". (Ожегов).

     ♦ От ар. يد  йад "еда". Ар. слово восходит к  أيد 'аййада "поддерживать, подкреплять", так же как قوت ку:т "питание" восходит к ар. قوة  кувват "сила".

ЕДВА – "насилу, с трудом", "чуть, только немного". (Ожегов).

     ♦ Того же корня, что и ар. يدوب йадо:б "едва", которое представляет собой диалектное искажение прочитанного в обратную сторону ар. بدأ бада'  "начинать". Отсюда же рус. лиха беда  в значении "как только (начнет)", например во фразе "Лиха беда в землю Кормилицу ржицу Мужичку закинуть; А там бог уродит". (Кольцов).

ЕДИНИЦА – "цифра, обозначающая число «1»". (Ожегов).

     ♦ Того же корня, что один. От ар. واحد   ва:хид(ун) "один". Связано с حداد хадда:д "железных дел мастер" – основная профессия первого региона мировой цивилизации. (см. Введение), а также  с حيدان хайада:н "деривация", "отход". См. также дух.

ЕДИНОКРОВНЫЙ  – "рождённый от того же отца, но другой матерью". (Ожегов).

     ♦ В отличие от единоутробный, т.е. рожденный от той же матери, но от другого отца. От крыть, покрывать, т.е. "иметь сношения с женщиной". Того же происхождения корова. Единокровных братьев Ицхака и Измаила (см.) в литературе по ошибке часто называют двоюродными братьями.

ЕДУ, ехать

     ♦ того же происхождения, что и иду (см.). В ар. языке способ передвижения не обозначается.

ЕДУКАРЬ – "дока, смышленый человек". Неясно. (Фасмер).

     ♦ Образование на рус. почве с помощью суффикса арь от ар. حاذق ха:зик (ха:дик) "искусный".

ЁЖ1    "небольшое млекопитающее отряда насекомоядных с иглами на теле". (Ожегов).

     ♦ От идеи колкости, восходящей к жгу, которое от ар. أجج 'ажжажа ('аггага) "жечь". Семантическую параллель ср. рус. колоть, калить и жалить. Родственно игла.

ЁЖ2, ежу понятно (прост.) — "ясно и просто, понятно каждому". (Ожегов).

     ♦ По созвучию рус. коли и ар. كل  колл(и) "каждому".

ЕЖЕВИКА"родственное малине растение сем. розоцветных – колючий кустарник со съедобными чёрными ягодами, а также самые его плоды, ягоды". (Ожегов); "научное название Rubus происходит от греч. ruber «красный»". (Природа России). От еж. (Черных).

     ♦ От ар. أج 'ажж ('агг) "быть острым", сложенного с вика, производного от ар. وكى  вака: "завязывать", откуда в русском (в)ика "завязь, ягода". Сравните ягода, которое от арабского عقد ъакада "завязывать". Букв.: "ежовая ягода". Научное название происходит от обратного прочтения ар. صبور сабу:р "кактус". Названа так из-за колючести.

ЕЖЕЛИ – "то же, что если". (Ожегов).

     ♦ От ар. اذا 'иза: "ежели", "если". При обычном соответствии З ( ذ ) межзубной русскому Ж (см.). Вторая часть – от ар. هـل хал, вопросительной частицы (см. али), в относительном значении синонимичной 'иза:.  В ар. языке обе частицы оформляют косвенный вопрос как синонимы, а 'иза – еще и условные предложения придаточные, но вместе не употребляются.

ЁКАТЬ – "издавать короткий и отрывистый негромкий звук". (Ожегов).

     ♦ Также в значении "икать". От ар. يقطع  йактаъ "прерывать". Того же корня ар. زغطة  зугутта "икота". Появление в ар. З объясняется тем. что рус. i (й) прочитано как ар. буква Зайн ( ز  ).

ЕККЛЕЗИАСТ – "название ветхозаветной библейской книги, которая в русской Библии помещается среди Соломоновых книг, а в еврейской Библии — между "Плачем Иеремии" и книгой Есфирь. Название это есть греческий перевод еврейского слова когелет (от кагал), что означает проповедника в собрании; поэтому и в русской Библии книга называется «Екклесиаст или Проповедник»". (Брокгауз). 

     ♦ Греч. слово от ар. عقـل ъаккал "вразумлять" +ضياء  зийа:' "свет". См. кагал.

ЕКТЕНИЯ – "название ряда молитвенных прошений, составляющего существенную часть всех церковных богослужений"; буквально по-гречески — распространение. (Брокгауз).

     ♦ От ар. أقطعني 'ектаъни: "надели меня".

ЁЛАК – "летучая мышь". Табуистическое название, ср. также лелек "козодой". (Фасмер).

     Того же происхождения, что название сирени (или фиалки) во многих языках. Ср. англ. lilac "сирень". Названия сирени и фиалки (см.) связаны с понятием ночного звездного неба, по-арабски فلك фалак, и далее с седьмым (фиолетовым) регионом мировой цивилизации. По этому же мотиву называются козодои (см.), ночные птицы, словом лелек. От ар. ليلة лейла "ночь". См. лелек, Лель.

ЕЛЕ1, еле-еле – "то же, что едва". (Ожегов).

      ♦ От ар. علة ъилла "слабость".

ЕЛЕ2, еле можаху – "в состоянии сильного опьянения". (ФСРЯ).

     ♦ От ар. موجة الى 'илe можах (маужах) "до колебания", от موجة можах (мауджах) "волна, колебательное движение". Сравните под мухой, в дым. ПРИМЕР. Домой приезжает, как говорится, еле можаху, но при этом делает вид, будто он чересчур утомился строительством и делами. (М. Зощенко, Счастливый путь.)

ЕЛЕЙ - "масло оливковое, употребляемое в церковной службе", "о чем-либо успокаивающем, исцеляющем душевные боли". От греческого  elaion. (СИС).

     ♦ Греч. слово от ар.  لين  леййин "мягкий", يلين  йелеййин "смягчает".

ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ, таинство елеосвящения

     см. соборование.

ЕЛЬ1 – "вечнозелёное хвойное дерево сем. сосновых с конусообразной кроной". (Ожегов).

     ♦ Того же корня, что рус. жалить (Й=Ж). Последнее от ар. ذيل зе:л "хвост", поскольку жало у пчелы (и некоторых других насекомых и животных, например, у ската находится сзади). Ель названа по колючести иголок. Родственно зелень (см.).

ЕЛЬ2, венчали вокруг ели – "о невенчанной чете". (ФСРЯ).

     ♦ За рус. вокруг ели أجله وعقر ва-ъакар 'агелу "бесплоден конец". Имеется в виду, что без венчания супруги не могут иметь законнорожденных детей, т.е. как бы остаются бесплодными.

ЕМЕЛЯ, Брось Емеля не твоя неделя – пословица. (Даль).

     ♦ За именем Емеля ар. عمل ъамал "работа". Сравните другую пословицу: Емеля дурачок и на печи по дрова ездил. (Даль).

ЁМИ-НО КУНИ – "в Японии царство мертвых". (Япония).

       От рус. яма не + ар.   كونку:н "Бытие".

ЕМКИЙ – "то же, что вместительный". (Ожегов).

     ♦ От ар. حجم   хажм (хагм) "объем" в результате падения гортанной х ( ح ) при обычном соответствии Й=Ж=Г.

ЕМУ – местоимение

     ♦ От им, которое от ар. هم  хим, фонетического варианта  хом "им", где  х – показатель третьего лица,   м – показатель множественности.

ЕНДОВА – "в старину на Руси – широкая деревянная или медная чаша", "небольшой круглый залив". (Брокгауз).

     ♦ От обратного прочтения ар. ودن вадана "мочить", того же корня рус. водный.

ЕНОТ   ищное млекопитающее с тёмно-жёлтым ценным мехом, а также самый мех его". (Ожегов); животное из семейства медведей. На охоту выходит преимущественно ночью. У него привычка обмакивать пищу в воду и тереть между лапами (откуда название полоскун). (Брокгауз).

     ♦ Того же происхождения, что и египетская богиня ночного неба Нут, англ. night, рус. нет, нетопырь (см.). Полощет он потому, что ему интересно смотреть как ТОНЕ(т) добыча.

ЕНОХ, ХАНОХ, חנוך– "седьмой патриарх, начиная от Адама, Согласно некоторым исламским преданиям, изобрел астрономию, письмо и арифметику и отождествляется с Осирисом — обожествленным царём, жившим на заре цивилизации". (Википедия).

♦ Согласно ар. источникам Его настоящее имя Ахнох (أخَنوخ), родился в Вавилоне, получил имя Идрис (от الدراسة ид-дира:са "изучение") за то что много изучал откровения от Аллаха. Имя Ахнох является обратным заимствование от ар. اخ نوح ах нох (брат Ноя), не в смысле родства, но в смысле духовного братства. См. Ноев Ковчег, Нипишту.

ЕПИТИМЬЯ, ЭПИТИМИЯ – "христианское наказание в виде поста, многочисленных поклонов, длительных молитв и т.п., которое налагается исповедующим священником"; от греч. epitimion "наказание". (НСИС).

     ♦ От ар. فطم фатама "отнимать от груди (младенца)". В ар. языке религиозного смысла не имеет. В свою очередь, ар. глагол образован от рус. слова потом. Поскольку мать, отлучающая ребенка от своей груди, вынуждена говорить это слово постоянно.

Е ПСИЛОН, епсилон – "название пятой буквы греческого алфавита".

     ♦ Начертание этой буквы точно совпадает с начертанием ар. буквы Ъайн (ع). Название, однако, взято с фонетически подобной Ъайну хамзы. В диалектах хамза и Ъайн нередко путаются, есть даже глагол со значением "прозносить хамзу вместо Ъайна". Хамза по своей функции бывает двух типов: соединительная: واصل ва:силон и разделительная: فاصل  фа:силон. Первая отличается от второй тем, что падает (не произносится в потоке речи) и своей оставшейся огласовкой соединяет смежные слова. Вторая всегда произносится, как и греческая буква Е псилон. Однако в греч. языке это явление отсутствует, потому и название буквы потеряло свой смысл. См. также омега.

ЕР – "церковно-славянское название буквы b22_681-0, означавшей очень краткий ("глухой") неопределенный гласный, произношение которого точно не установлено. Одни предполагают b22_681-0 = й (краткому и), другие — краткому о. Во всяком случае,  должен был иметь в значительной степени губную артикуляцию. В современном русском языке звук  не встречается вовсе, хотя традиционное правописание, под влиянием церковно-славянской графики, еще сохраняет букву ъ, называемую обыкновенно в последнее время (с введения звукового метода при обучении грамоте) "твердым знаком". Уже с прошлого века начинаются попытки изгнать почти ненужную, но занимающую очень много места букву из русской азбуки, но эти попытки до сих пор не привели к сколько-нибудь ощутительным результатам". (Брокгауз).

       ♦ Загадка названия и самой буквы не может быть решена в отдельности от других букв и семантического поля рус. азбуки. См. еры, ер, хер.

ЕРЕМА, указчик Ерема, указывай дома – пословица. (Даль).

     ♦ За именем Ерема скрывается ар. آمر 'а:мер "приказчик, указчик", от глагола أمر 'амара "приказывать". Сравните также другую пословицу Ерема, Ерема, сидел бы ты дома, да точил веретена.

ЕРЕМЕЙ, всяк Еремей про себя разумей – "себе на уме", пословица. (Даль).

     ♦ За именем Еремей ар. آمر 'а:мара "устраивать заговор".

ЕРЕПЕНИТЬСЯ – "раздражаясь, упрямо, с горячностью противиться чему-нибудь". (Ожегов).

     ♦ От ар. عرف ъурф "грива", "гребень". Образ волосатой головы, например, в голова забубённая (см. забубённая) связан с непокорностью, неуправляемостью.

ЕРЕСЬ – "вероучение, отклоняющееся от догматов господствующей религии", "отступление от общепринятых правил, взглядов и т.п." (Крысин).

     ♦ От ар. جرح  жарах (йарах) – "ругать", "поносить", "не соглашаться", "противоречить", родственно جرس жарас (йарас) "говорить". В некоторых диалектах звук Ж произносится как Й.

ЕРИК – "старица, высохшее ручное русло со стоячей водой", "узкий пролив между рекой и озером". Заимствование из тюркских языков, родственно арык. (Фасмер).

     ♦ В тюркских языках от ар. راق ра:ка "течь", родственно Ирак (Междуречье), рус. река.

ЕРМИЛ, деревенщина Ермил, да посадским бабам мил –пословица. (Даль).

     ♦ За именем Ермил ар. أرمل 'армал "вдовый".

ЁРНИЧАТЬ – "озорничать, повесничать, беспутничать, развратничать". (БЭКМ).

       ♦ От ар. أير 'айр(он) "половой член". Родственно ирония (см.), англ. iron "железо", т.е. чем колют.

ЕРУНДА1 – "вздор, пустяки, нелепость". (Ожегов).

     ♦ От ар. غير ده гейрун да "это не то", "не правильно", "это ложь, выдумки", ср. بنات الغير  бана:т ал-ге:р (букв. "дети ге:р") "ложь, выдумки". Возведение к герундий (Фасмер) – плод недоразумения. Ерунда собачья – см. собака, жизнь собачья.

ЕРУНДА2 НА ПОСТНОМ МАСЛЕ – "глупости, чепуха, неправда".

      ♦ Сложение ерунда1 (см.) с тем, что стоит за "постным маслом", т.е. "пустые мысли". Аналогичное искажение рус. слов см.: чудеса в решете, жопа с ручкой (см.).

ЁРШ "небольшая костистая речная рыба сем. окунёвых с колючими плавниками". (Ожегов).

     ♦ Разные версии этимологии слова см. Черных. От арабского حرش хараш "царапать", с обычным падением гортанной, تحرش тахарраш "задираться, вести себя вызывающе", сравните рус. ершиться – "входить в задор, горячиться" (по Ожегову).

ЕРЫ – "церковно-славянское название буквы  b22_682-1 (теперь ы), означающей гласный со смешанной надставной трубой, свойственный, из славянских языков, преимущественно русскому. Кроме того, ы часто встречается в тюркских языках". (Брокгауз).

      ♦ Рус. буквы еры, ер, ерь и хер (см.) являются следами ар. четвёрки эмфатических согласных (гортанизированных), выпавших  во всех языках, и представленных начертательно в виде буквы Р перевёрнутой, которая является отображением начертания буквы (ط). Начертание современной буквы Ы отражает название ар. эмф. та:' (طا), за которой скрывается название языкового ядра РА, где первый знак обозначает рус. язык, второй – ар. язык, при помощи ар. алифа (ا). Частая встречаемость буквы Ы в тюркских языках означает историческую роль этих языков в раскрытии кодов РА. Если сознание русских не готово воспринимать ар. язык в качестве дополнительного к рус. языку из за навязанной им отчуждённости по отношению к ар. языку и его носителям, то тюрки не имеют такой отчуждённости, поскольку многие из них являются в то же время и носителями рус. языка, рабочего или даже родного, в то время как ар. язык для них сакральный. По этой причине оба ядерных языка легко и гармонично вмещаются в тюркское сознание.

ЕРЬ – "церковно-славянское название буквы , означающей очень краткий неопределённый гласный, произношение которого не может быть установлено. В современном русском языке гласный ь не встречается, хотя графика русская употребляет этот знак для обозначения мягкости". (Брокгауз).

       ♦ Предположения филологов о том, каково было произношение этого гласного многие сотни лет назад не имеют под собой никаких оснований и должны расцениваться как сугубые домыслы. См. еры.

ЕСАУЛ "чин или звание, введенное в малороссийских казачьих войсках Стефаном Баторием в 1876 г.". (Брокгауз).

   ♦ От ар. الصول есаул "младшее офицерское звание", производное от  са:л "нападать", "прыгать", того же корня, что и сальто.

ЕСЛИ1 – ♦ от ежели (см.).

ЕСЛИ2 – название буквы древнерусской азбуки с числовым значением 5.

     ♦ См. Е.

ЕСТЬ1    "3 л. ед. ч. наст. вр. от «быть»". (Ожегов).

   ♦ От ар.  استوى 'истава: (наст. время يستوي йестави: – "выпрямляться, вставать"). Откуда рус. стоять и стать (см.). При том, что в ар. языке глаголы бытия и становления представляют собой единую грамматическую категорию.

ЕСТЬ2  "принимать пищу, разжевывая ее и глотая"; восходит к индоевропейскому корню *ed. (Черных).

   От еда (см.). Замена корневого произошла по схеме ведать - весть, поведать - повесть.

ЕСТЬ4, есть поедом – "постоянно бранить кого-либо, приставать с придирками к кому либо". (ФСРЯ).

   ♦ Ложная калька с арабского: глагол قلى кала: "жечь, калить", "угнетать кого-л.", "приставать с придирками" созвучен с ар. أكل 'акала "есть". Повтор глагола отглагольным именем тоже есть след ар. грамматики – это  так называемое абсолютное дополнение.

ЕСЫРЬ, ясырь – "невольник, пленный". (Брокгауз).

     ♦ От ар.   أسير  'аси:р "пленный", производное от أسر 'асара "вязать". Родственно лат. серв "слуга", откуда сервис.

ЕФРЕЙТОР – "первое воинское звание, присваиваемое рядовому, а также лицо, носящее это звание". (Крысин). От нем. gefreiter "ефрейтор", "освобожденный". (Фасмер).

     ♦ Образование на немецкой почве от ар. عريف ъари:ф (в обратном прочтении) – "сержант", "капрал", первоначально "помощник учителя" (см. Баранов). См. также капрал.

ЕХАТЬ   "двигаться куда-нибудь при помощи каких-нибудь средств передвижения". (Ожегов).

     ♦ От ар. وخى ваха: (наст. время يخي  йахи:) "быстро направляться" (без указания способа перемещения), "быстро делать что-либо", "спешить". (М., с. 892).

ЕХИДНА – "млекопитающее, яйценос, птицезверь, вид Monotremata (единопугала)". Подразделяется на два рода: иглистую и шерстистую. (Брэм). В Библии ехидной называют ядовитую змею. (См. БЭ).

     ♦ От ар. واحد вахи:дун "одинственный", احدى ихда "единица", того же корня  что и рус. един (см.). "Кишечник и мочеполовые протоки (птицезверей) открываются в одну общую клоаку". (Брэм, т. 2, с. 521). Ехидны к тому же несут только одно яйцо.  При этом весьма колючи, ср. ар. حاد  ха:дд "острый".

ЕХИДНЫЙ   "язвительный, коварный". (Ожегов).

     ♦ От ехидна (см.), перенос на основании колючести ехидны. Ср. также ар. حاد  ха:дд "острый", حديد  хади:д "железо", т.е. то, чем колют, ср. англ. iron "железо" и ирония.

ЕЩЕ1 – "опять, снова", "дополнительно". (Ожегов).

     ♦ От ар.  اسق 'иски "дай пить", "я жажду". Переход СК в рус. Щ закономерен. Ср. иск ищу или мещане (см.).

ЕЩЕ2, еще как – "воистину".

   ♦ От ар. و  ва "частица клятвы" + حق хкк "истина". Частица клятвы, выраженная шестой буквой алфавита (و), прочитана как С (по сходству начертания, как в рус струна, (ср. ар. وتر ватарун "струна"), а последняя в сочетании с К (Х) превращается в звук Щ (ср. иск ищу, воск – вощеный). Таким образом, последовательность согласных ВК (Х) КК превращается СК КК и далее в ЕЩЕ КАК.

Hosted by uCoz