Косинов Л.В.

 

Эти загадочные медведи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Статья посвящена исследованию  

этимологии имени – "медведь"

 

Медведь бурый (медведь обыкновенный) хищное млекопитающее семейства медвежьих. Один из самых крупных наземных хищников. Места обитания – сплошные лесные массивы с густой порослью и буреломами.

 

 

Пищевой рацион медведя разнообразен – он всеяден. Весной и летом 3/4 рациона составляют травянистые растения, корневища, клубни, ягоды, кедровые орехи, желуди. Питается также муравьями, бабочками, их личинками, червями, ящерицами, лягушками, грызунами. Добывает и более крупную дичь: молодых косуль, оленей, ланей, кабанов, лосей. На реках медведи кормятся рыбой, особенно в период её хода на нерест (http://ru.wikipedia.org/).

 

 

 

Этимология имени "медведь" до конца не выяснена.

Общеславянское слово, соответствующее русскому медведь, по происхождению считается эвфемизмом, которым в обыденной речи замещалось настоящее табуированное имя животного. Происхождение имени медведя связывают с его пристрастием к мёду. Считается, что слово медведь образовано от "мёд+ед", буквально – "поедающий мёд". Членение слова и его трактовка как "мёд+вед" считается ошибочной (http://ru.wikipedia.org/wiki/ статья Медвежьи).

 

 

Действительно, второй вариант кроме созвучия ничего не объясняет.

Первый вариант ближе к реальности, однако, мотив неубедителен. Медведь, как мы выяснили выше, ест не только мёд – он всеяден и рацион его разнообразен.

Обширный материал, посвященный исследованию "медведей", приведен в работах Н.Н. Вашкевича. В его работах определена и дана мотивированная этимология имени медведя (http://nnvashkevich.narod.ru/):

·        медведь от сложения русского мёд и арабского вадд "любящий". Буквально – "любящий мёд", поскольку он любит полакомиться медом.  

 

Однако необычные факты из реального поведения и образа жизни медведя свидетельствуют, что рано ставить окончательную точку в этом вопросе. Судите сами, вот как, например, очевидцы описывают поведения медведя на пасеке:

 

 

Придя на пасеку, переворачивал ульи, срывал крышки, добираясь до мёда.

 

 

 

 

Пчёлы яростно атакуют, жалят в нос, но медведь продолжает своё дело.

 

 

 

 

От их укусов он катается по земле, истошно ревёт от боли, но не отступает.

 

 

 

 

Когда пчёлы уж совсем доняли – уходит прочь (выделено авт.).

 

 

 

 

Однако через время опять возвращается (выделено авт.).

 

 

 

 

И так повторяется несколько раз

 

 

 

 

 

 

В сети нашел "улётное" видео: "Медведь атакует пасеку", фрагменты которого приведены выше (http://truba.karelia.pro/video/238684/).

Поражает настойчивость медведя – во что бы то ни стало добраться до мёда. Медведь действовал, как зомби, его ни что не могло остановить. Наглядное действие команды: "медведь" = "любить мёд". Создается впечатление, что это не просто любовь к мёду, а что-то существенно большее.

 

Кстати о любви.

Бытует мнение, что отцы-медведи равнодушны к своим медвежатам. Посмотрите на эту милую картину. Сколько нежности и умиления на мордах папы и его чада. Такого и у людей не встретишь.

А как по другому, ведь – "любить" это его имя.

http://smi2.ru/byvalyj/c602020/.

 

2:0 в пользу СИМИИ!

 

Этим можно было бы, и ограничиться – мотив имени установлен и доказан фактами реальности.

 

 

 

 

 

Посмотрев вышеуказанный видеоролик, проанализировав рассказ очевидца, меня не покидает ощущение, что мишка наш не так уж прост, что-то остается в его имени загадочного и неисследованного. Обратил внимание на странную метушню медведя. Он многократно уходит и возвращается, казалось бы донимают пчелы – хватай рамку с мёдом и тикай, ан нет вернулся с рамкой сел возле разоренного улья и ест.

Идем дальше. Во многих культурах имя медведя считается эвфемизмом, т.е. замещающим настоящее табуированное имя. В древности, его имя, так же, как име­на гроз­ных бо­гов, ста­ра­лись пря­мо не на­зы­вать и за­ме­ня­ли дру­ги­ми. Как его только не называют: "кум", "отец", "дед", "дядя", "отчим", "мать", "старик", "хозяин", "зверь" ,"владыка", "князь", … (http://www.mifinarodov.com/).

У охотников Сибири существует запрет на произношение имени "медведь". Есть даже поверье: "При неожиданной встрече с медведем нельзя произносить его имя,  иначе он  уйдет и вновь возвратится" (выделено авт.). Что же в его имени такого, что на него наложено табу? Считают, что запрет на произношение настоящего имени, связан с тем, что медведь, якобы, являлся священным животным. Известно, что во многих культурах медведя обожествляли. Культ медведя прослеживается у многих народов. Практически у всех славян культ медведя был возведен в особый ранг. Славяне считали медведя – священным животным бога Велеса (Волоса) – владыки "этого и того" мира. Велес в мире Яви принимал образ медведя. Художники и сейчас изображают Велеса в образе медведя или верхом на медведе. Вот картинки из сети:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стоп. Ведь языческие боги славян – это же постоянно рождающиеся и умирающие боги. Языческие ритуалы и праздники древних славян отражали сельскохозяйственный календарь и заключали в себе идею постоянно повторяющихся природных циклов возрождения. В этих ритуалах, каждый из богов в свой сезон рождался, умирал и снова возрождался в положенное время.

Снова та же идея – "уходить-возвращаться".

 

Вернемся, однако, к медведям, у них есть всем известный особый признак – та же ярко выраженная сезонная цикличность жизни.

Медведь полгода бодрствует, а полгода спит. С началом зимы медведь залегает в спячку. Уходит в берлогу (его как бы и нет, он вне наблюдений). В зависимости от климатических условий пребывает в берлоге 5-6 месяцев, с октября-ноября до марта-апреля. Весной медведь просыпается и встает из берлоги – т.е. возвращается из небытия. С весны до осени медведь нагуливает жир, усиленно питаясь всей доступной и разнообразной пищей. А осенью опять залегает в спячку.

На лицо всё та же идея постоянно повторяющихся циклов возрождения.

Похоже, слова "уходить-возвращаться" для медведя не случайны, раз они постоянно нас преследуют. Они отражают сезонный образ жизни медведя, его главную отличительную особенность. И оказывается не только сезонную. Его суточные циклы подчинены той же идее – активен утром и вечером. Северные народы считают, что медведь открывает и закрывает день, – прямо петух какой-то.

Не много ли совпадений? Нет, это не совпадения – это система!

Оказывается, наш косолапый живет по тем же законам, по которым функционируют боги славян. В природе, на медведе реализована всеобщая программа постоянно повторяющихся циклов сна-бодрствования, смерти-рождения …. Как вверху, так и внизу.

Так вот почему медведь священное животное, вот почему его обожествляют.

Считаю, что контекстных фактов, связанных с этим злополучным "уходить-возвращаться" достаточно, чтобы попытаться вывести из этих ключевых слов имя нашего подопечного.

Стоп! Что же это получается, мы исследовали контекст событий, связанных с неким животным и теперь хотим по контексту узнать – как его зовутЪ

Мы-то знаем, что это медведь, но предположим, что имя нам неизвестно. Посмотрим, получим ли мы его исходя из фактов контекста.

Начнем со слова "уходить", заглянем в словарь, в арабском этому слову соответствует корень مضو (мдв) со значением "уходить, проходить, истекать (о времени)". Так это же половина имени нашего косолапого "медв-едь"!

Слово "возвращаться", в арабском даётعاد  (ъа:да) корень (عود) со значением "возвращаться, возобновляться, вновь приходить".   Так как в русском  медведь – одно слово, то (для наглядности) запишем полученные арабские слова: عاد  مضوодним словом, в раздельном написании букв =  د ا ع و ض م . Учтем, что арабский Ъайн (ع) по начертанию соответствует рукописному русскому "е".

А теперь прочитаем его по-арабски (справа на лево), без огласовок, как одно слово и послушаем "русскими ушами", что получилось.

А получилось вот что: "мдвед". По-моему в точку!!!, как говорит Н.Н.

·        Таким образом, русское  слово медведь образовано контаминацией двух арабских корней مضو мдв "уходить" иعاد  ъа:да "возвращаться".

Полученное слово заключает в себе идею постоянно повторяющихся циклов возрождения: сна-бодрствования, смерти-рождения …, что в полной мере соответствует образу жизни медведя и есть его главная отличительная особенность.

Вернемся к поверьям про табу на произношение настоящего имени медведя. موق   قَامَ

Считаю, что русское имя медведь есть исконное и настоящее, а никакой это не эвфемизм. Запрет на произношение имени связан со следующим: Охотники говорят, что неожиданная встреча – у медведя вызывает не меньший стресс, чем у человека. В таких условиях произнесенное имя медведь, которое, как мы выяснили, означает "уходить-возвращаться", будет звучать как команда и медведь её исполнит – уйдет и возвратится. Отсюда и запрет, и, наверное, правильный, поскольку возврат медведя не сулит человеку ничего хорошего.

По-японски медведя называют "kuma", от ар. корня موق ,  قَامَ  ка:ма "вставать, подниматься, воскресать, возникать, появляться". Смотрите, та же самая идея возрождения. Кстати в Сибири охотники медведя называют "кум".

Сейчас у нас время Масленицы – христианизированная интерпретация древнего языческого праздника, который назывался "Комоедица". Еще недавно был широко распространен в Белоруссии. Один из ритуалов этого праздника называется – "побуди медведя". Молодые девицы пекут блины и идут с ними будить медведя к специально устроенной "берлоге", где лежит "медведь" – парень, одетый в вывернутый наизнанку тулуп. При этом говорят такие слова: "первый блин комам, блин второй знакомым, третий блин дальней родне, а четвертый  мне". Кто же такой ком, которому полагался первый блин. А не наш ли это "кум-медведь", от ар. قَامَ ка:ма "вставать, подниматься". Т.е. первый блин "кóмам", буквально, –  поднявшимся (из берлоги медведям).

Это отсюда известное выражение: "первый блин комом",  перепутали по созвучию, на самом деле не  "комом", а "кóмам". Сравни команика – медвежья ягода, она же ежевика, снобориха, полакомится  которой любит медведь.

Вернемся, однако же, на пасеку, а то там нашего косолапого пчелы заедят.

Теперь становится ясно, почему нам показалась странною метушня медведя на пасеке. Ведь в имени его записано "мед любить", куда от этого денешься – вперед за мёдом, однако пчелы  уж больно кусают, – что делать – "уходить" – так мёду же хочется, – "возвращаться" – так пчелы кусают.

В общем, проблема выбора как у буриданова  осла.

Такое поведение медведя, можно объяснить только одним – имя обязывает. И на пасеке оно реализовалось в полном объеме.

Симия в действии!!!

 

Вот такие получились у нас медведи, и вовсе они не загадочные.

 

P.S. С последней фразой поторопился – в связи с вновь открывшимися обстоятельствами – продолжение следует – тема: "Ярославские медведи".

 

г. Киев

29.02.2012



Hosted by uCoz