Косинов Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В предыдущей части мы коснулись легенды о построении града Ярославля. В письменных источниках легенда появилась лишь в 18 веке, хотя повествование в ней относится к глубокой древности.

Не будем приводить полностью саму легенду – с ней можно познакомиться, например здесь: "Сказание о построении града Ярославля". В Сказании описываются события 1000-летней давности, когда князь Ростовский – Ярослав Мудрый – будущий правитель Киевской Руси проводил насильственную христианизацию Ярославской земли. Вот несколько выдержек из Сказания:

" … в некоем лете прилучися благоверному князю Ярославу плыти на ладиях с сильною и великою ратью по реце Волге, у праваго берега оной, идеже стоя то селище, зовомое Медвежий угол … Дружина же князя и сам Ярослав погнася за неверными, да оружием бранным погуби сих … И людии сии клятвою обеща князю жити в согласии и оброцы ему даяти, но точию не хотяху хреститися. И тако Благоверный Князь отыде в престольный град свой Ростов".

Первая попытка покорить язычников не удалась – "не хотяху хреститися".

Вскоре князь учинил новый поход: "Не по мнозем же времени Князь Ярослав умысли паки прибыти в Медвежий угол. И прибы семо со епископом, со пресвитеры, диаконы и церковники, мастеры и с воины. Но егда входи в сие селище, людие сего испусти от клети некоего люта зверя и псов, да растешут Князя и сущих с ним, Но Господь сохрани Благоверного князя, сей секирою своею победи зверя, а пси, яко агнцы, не прикоснулися никомуждо от них. …Благоверный Князь водрузи на земле сей древян крест и ту положи основу святому храму пророка Божия Илии. A храм сей посвяти во имя сего святаго угодника, яко хищнаго и лютаго зверя победи в день его. По сем христолюбивый Князь повеле народу рубити древеса и чистити место, идеже умысли и град создати Град сей Благоверный Князь Ярослав назва во свое имя Ярославлем, насели его христианами, а в церкви постави пресвитеры, диаконы и клирики".

На этот раз Ярослав закрепился в Медвежьем Углу, создав там христианское поселение, однако язычников так и не покорил: "Но егда же и построися град Ярославль, насельницы Медвежияго угла не приобщашеся граду, живяше особь и кланяшеся Волосу".

Со временем укрепилась власть Ярослава, и он довершил начатое, разрушил капище и сжег небесного покровителя язычников – Волоса: "И изшед из града, много пакости сотвори Волосу, яко и плююще нань и растеса его на части и кереметь сокруши и предаде огненну запалению".

Вот в принципе и вся основная суть легенды из первоисточника.

В современных интерпретациях она пересказывается довольно упрощенно. Ей даже предают некий эпический характер: "Ярослав Мудрый пребывал с дружиною в этих местах. На него в лесу напала медведица. Князь не испугался и сам сразился с ней, зарубив её топором. В ознаменование этого события, поставил на том месте крест и повелел рубить город, который назвал своим именем – Ярославль".

В общем, легенда сводится к тому, что город обязан своим рождением событиям, 1000-летней давности, при которых: "Ярослав Мудрый убивает медведя топором".

По сути, сейчас она бытует именно в таком упрощенном варианте. В Ярославле всё связано с этой легендой. Её знают все ярославцы – от мала до велика. Она является лейтмотивом всех туристических экскурсий по древнему Ярославлю. Гостям города её рассказывают в обязательном порядке. Вся официальная и неофициальная символика Ярославля основана на этой легенде. Можно сказать, что она является базовой в смысловом поле Ярославля. Это событие послужило мотивом для создания герба Ярославля. Вот медведь на гербе Ярославля. Но почему поверженный медведь, а не Ярослав, грозно и гордо красуется на гербе? И почему он с топором, которым был убит? Какие ассоциации возникали у геральдиста, когда он воплощал легенду в гербе – неизвестно. Возможно такие:

 

Прошло 1000 лет, – на Руси новый правитель – президент Медведев. Толи "Медвежий угол" по созвучию привлекал Медведева, толи по иным обстоятельствам, но в свое правление он не раз посещал Ярославль и даже учредил в Ярославле  ежегодный международный экономический форум.

В период работы очередного саммита – 7 сентября 2011 года под Ярославлем произошло трагическое событие – авиационная катастрофа, в которой погибла вся хоккейная команда ярославского Локомотива.

Обстоятельства, которые предшествовали катастрофе.

На саммит в Ярославль прибыло много иностранных высокопоставленных лиц, участвовал в его работе и президент Медведев. В таких обстоятельствах в городе были предприняты беспрецедентные меры безопасности. Это создавало массу неудобств горожанам – перекрыты улицы, проезд, проход ограничены, небольшой аэропорт Ярославля перегружен через прилет большого количества иностранных делегаций. Можно предположить, как выражали эмоции горожане: "Все перекрыто, не пройти, не проехать – бояться, что Медведева убьют!" Такое эмоциональное возбуждение большой массы людей, могло вызвать резонанс с легендой, которая запечатлена в смысловом поле Ярославля, ведь лейтмотив легенды – "убийство медведя".

В общем, вольно или невольно, но все события, предшествующие катастрофе способствовали тому, чтобы через эмоциональные возбуждения смыслового поля – легенда ожила.  

Медведеву вряд ли, что-либо угрожало в этой ситуации. Ведь он в одном лице и правитель Руси и "медведь". А по легенде именно правитель Руси убивает медведя. Кроме того, он был защищен своеобразным тотемом – шкура убитого медведя уже лежала в его кабинете.

 

 

 

 

 

 

 

Почему же в роли медведя оказалась хоккейная команда Локомотив?  

В вышеприведенной легенде одним из участников является языческий бог Волос. У славянского Волоса есть двойник в скандинавской мифологии – бог Локи. Сравни изображения Волоса верхом на медведе и Локи с медвежьими атрибутами в одеянии. Маски быка на голове у обеих. По мифологии Локи и Волос принимают образ медведя.

 

 

 

 

 

 

 

У французкого писателя Проспера Мериме есть повесть "Локис" – о медведе оборотне, переведена на русский язык М. Кузминым.

У прибалтийских народов локис (лит. lokys, лат. lācis) означает –  медведь.

Получается, что имя хоккейной команды Локо-мот(ив) созвучно приб. локис – "медведь" и ар. موت  мот – "смерть". Буквально – "медведи смертники".

В условиях активизации смыслового поля легенды имя команды попало в её контекст. Организация работы экономического саммита также внесла свою лепту. Ср. сам-мит и созвучные ему ар. سَمَاء сама: "небо" иموت   мот – "смерть".   Буквально – "смерть в небе". Ср. также ар. سَمَوَات самава:т "небо". Это и предопределило дальнейший ход событий – "смерть медведей в небе". Однако по легенде медведь был убит топором. Откуда же взялся топор?

Обычные правила авиаперевозок предполагают проверку пассажиров и осмотр багажа. А в условиях повышенных мер безопасности, из-за саммита, скорее всего контроль был более тщательным и длительным. Прибыв в аэропорт, команда прошла процедуру осмотра багажа службой безопасности аэропорта с участием кинологов на привокзальной площади.

В ар. языке есть слово, с помощью которого можно описать эту процедуру: طَابُورٌ та:бор – "проверка, осмотр, очередь (ожидающих)".

Созвучное ему ар.طَبَر  табар – "топор, секира".

Ср. также другое название топора: ар. فَأْسٌ фа:с – "топор" и созвучное ему в обратном прочтении ар. صَفّ сафф – "располагать, ставить в очередь".

Т.е. процедура проверки, через созвучие с названиями топора усилила резонанс со смысловым полем легенды. Так начал складываться топор – пока виртуальный.

По заключению МАК непосредственной причиной катастрофы явились ошибочные действия экипажа, выразившиеся в обжатии тормозных педалей перед подъемом носового колеса при неправильном положении ног на педалях. Это привело к созданию тормозной силы на колесах и невозможности своевременного создания взлетного угла, выкатыванию за пределы взлетной полосы на 450 метров, полету на малой высоте и столкновению с треножником аэродромного радиомаяка, удару самолета о землю, его разрушению, пожару и гибели людей.

При крушении самолет разломился на две части, носовая рухнула в реку, а хвостовая осталась на суше, произошел взрыв авиационного топлива.

Вернемся к упомянутому выше арабскому названию топора

فَأْس     фа:с           "топор".

И сравним с такими созвучными ему ар. словами:

عَسْف   ъсф             "поступать необдуманно";

فعص    фъс             "давить, сжимать";

سَوَّف    савваф       "замедлять";

أَسَفَّ     асаффа      "лететь низко, лететь бреющим полетом (о самолете)";

أَثَاف     аса:ф(ин)     "треножник";

سَفْع      сафъ           "бить, ударять, обжигать";

سِيف    сиф              "берег, побережье";

سَعْف   саъф            " помогать, оказывать помощь";

 أَسَف   асаф            "скорбь, печаль, сожаление".

Обратите внимание, как смысловая нагрузка этих слов в точности описывает обстоятельства авиакатастрофы.

В момент, когда самолет на бреющем полете ударился о радиомаяк – топор из виртуального превратился в реальный. Вот он сложился из мачты радиомаяка и самолета – чем не секира Ярослава Мудрого, которой он убил медведя, стоит только лезвие секиры развернуть горизонтально (см. нижний рис. на схеме).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Загадочные всё же эти медведи. А еще загадочней глубины сознания человека. И если сознание спит, то человек не понимает ни смысла слов, ни механизмов их воздействия, ни своих поступков.

Продолжим схему, приведенную в начале статьи. На схеме видно, как медведь посредством топора либо погибает (как в случае древней легенды), либо превращается в палача (как в нашем случае).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

И не стоит пренебрегать древними мифами и легендами, независимо от того происходили они в реальности или нет.

В контексте этой истории см. также:

http://nnvashkevich.narod.ru/BLOG/blgprdzenta.htm

http://nnvashkevich.narod.ru/TPNMK/mshk.htm

http://nnvashkevich.narod.ru/BLOG/smlt.htm

 

Киев 03.09.2012



Hosted by uCoz