Косинов Л.В.
В
предыдущей части мы коснулись легенды о построении града Ярославля. В
письменных источниках легенда появилась лишь в 18 веке, хотя повествование в
ней относится к глубокой древности.
Не
будем приводить полностью саму легенду – с ней можно познакомиться, например
здесь: "Сказание о построении града
Ярославля". В Сказании описываются события 1000-летней
давности, когда князь Ростовский – Ярослав Мудрый – будущий правитель Киевской
Руси проводил насильственную христианизацию Ярославской земли. Вот несколько
выдержек из Сказания:
" … в некоем лете прилучися
благоверному князю Ярославу плыти на ладиях с сильною и великою ратью по реце
Волге, у праваго берега оной, идеже стоя то селище, зовомое Медвежий угол … Дружина
же князя и сам Ярослав погнася за неверными, да оружием бранным погуби сих … И
людии сии клятвою обеща князю жити в согласии и оброцы ему даяти, но точию не
хотяху хреститися. И тако Благоверный Князь отыде в
престольный град свой Ростов".
Первая
попытка покорить язычников не удалась –
"не хотяху хреститися".
Вскоре
князь учинил новый поход: "Не по
мнозем же времени Князь Ярослав умысли паки прибыти в Медвежий угол. И прибы
семо со епископом, со пресвитеры, диаконы и церковники, мастеры и с воины. Но
егда входи в сие селище, людие сего испусти
от клети некоего люта зверя и псов, да растешут Князя и сущих с ним, Но
Господь сохрани Благоверного князя, сей
секирою своею победи зверя, а пси, яко агнцы, не прикоснулися никомуждо от
них. …Благоверный Князь водрузи на земле сей древян крест и ту положи основу
святому храму пророка Божия Илии. A храм сей посвяти во имя сего святаго
угодника, яко хищнаго и лютаго зверя
победи в день его. По сем
христолюбивый Князь повеле народу рубити древеса и чистити место, идеже умысли и град создати … Град сей Благоверный Князь Ярослав назва во свое имя Ярославлем, насели
его христианами, а в церкви постави пресвитеры, диаконы и клирики".
На
этот раз Ярослав закрепился в Медвежьем Углу, создав там христианское
поселение, однако язычников так и не покорил: "Но егда же и построися град Ярославль, насельницы Медвежияго угла
не приобщашеся граду, живяше особь и кланяшеся Волосу".
Со
временем укрепилась власть Ярослава, и он довершил начатое, разрушил капище и сжег
небесного покровителя язычников – Волоса: "И изшед из града, много пакости сотвори Волосу, яко и плююще нань
и растеса его на части и кереметь
сокруши и предаде огненну запалению".
Вот в
принципе и вся основная суть легенды из первоисточника.
В современных интерпретациях она
пересказывается довольно упрощенно. Ей даже предают некий эпический характер: "Ярослав Мудрый пребывал с дружиною в
этих местах. На него в лесу напала медведица. Князь не испугался и сам сразился
с ней, зарубив её топором. В ознаменование этого события, поставил на том месте
крест и повелел рубить город, который назвал своим именем – Ярославль".
В общем, легенда сводится к тому,
что город обязан своим рождением событиям, 1000-летней давности, при которых: "Ярослав
Мудрый убивает медведя топором".
По сути, сейчас она бытует именно
в таком упрощенном варианте. В Ярославле всё связано с этой легендой. Её знают
все ярославцы – от мала до велика. Она является лейтмотивом всех туристических
экскурсий по древнему Ярославлю. Гостям города её рассказывают в обязательном
порядке. Вся официальная и неофициальная символика Ярославля основана на этой
легенде. Можно сказать, что она является базовой в смысловом поле Ярославля. Это
событие послужило мотивом для создания герба Ярославля. Вот медведь на гербе
Ярославля. Но почему поверженный медведь, а не Ярослав, грозно и гордо
красуется на гербе? И почему он с топором, которым был убит? Какие ассоциации
возникали у геральдиста, когда он воплощал легенду в гербе – неизвестно. Возможно
такие:
Прошло
1000 лет, – на Руси новый правитель – президент Медведев. Толи "Медвежий
угол" по созвучию привлекал Медведева, толи по иным обстоятельствам, но в
свое правление он не раз посещал Ярославль и даже учредил в Ярославле ежегодный международный экономический форум.
В
период работы очередного саммита – 7 сентября 2011 года под Ярославлем произошло
трагическое событие – авиационная катастрофа, в которой погибла вся хоккейная
команда ярославского Локомотива.
Обстоятельства,
которые предшествовали катастрофе.
На
саммит в Ярославль прибыло много иностранных высокопоставленных лиц,
участвовал в его работе и президент Медведев. В таких обстоятельствах в городе
были предприняты беспрецедентные меры безопасности. Это создавало массу
неудобств горожанам – перекрыты улицы, проезд, проход ограничены, небольшой аэропорт
Ярославля перегружен через прилет большого количества иностранных делегаций. Можно
предположить, как выражали эмоции горожане: "Все перекрыто, не пройти,
не проехать – бояться, что Медведева убьют!" Такое эмоциональное
возбуждение большой массы людей, могло вызвать резонанс с легендой, которая
запечатлена в смысловом поле Ярославля, ведь лейтмотив легенды – "убийство
медведя".
В
общем, вольно или невольно, но все события, предшествующие катастрофе способствовали
тому, чтобы через эмоциональные возбуждения смыслового поля – легенда
ожила.
Медведеву
вряд ли, что-либо угрожало в этой ситуации. Ведь он в одном лице и правитель
Руси и "медведь". А по легенде именно правитель Руси убивает медведя.
Кроме того, он был защищен своеобразным тотемом – шкура убитого медведя уже
лежала в его кабинете.
Почему
же в роли медведя оказалась хоккейная команда Локомотив?
В
вышеприведенной легенде одним из участников является языческий бог Волос. У
славянского Волоса есть двойник в скандинавской мифологии – бог Локи. Сравни изображения Волоса верхом на медведе и Локи с медвежьими
атрибутами в одеянии. Маски быка на голове у обеих. По мифологии Локи и
Волос принимают образ медведя.
У
французкого писателя Проспера Мериме есть повесть "Локис" – о медведе оборотне,
переведена на русский язык М. Кузминым.
У
прибалтийских народов локис (лит. lokys, лат. lācis) означает
– медведь.
Получается,
что имя хоккейной команды Локо-мот(ив) созвучно приб. локис – "медведь" и ар. موت мот – "смерть". Буквально –
"медведи
смертники".
В
условиях активизации смыслового поля легенды имя команды попало в её контекст. Организация
работы экономического саммита также внесла свою лепту. Ср. сам-мит и созвучные ему
ар. سَمَاء сама: "небо" иموت мот – "смерть". Буквально – "смерть в небе".
Ср. также ар. سَمَوَات самава:т "небо". Это и
предопределило дальнейший ход событий – "смерть медведей в небе".
Однако по легенде медведь был убит топором. Откуда же взялся топор?
Обычные
правила авиаперевозок предполагают проверку пассажиров и осмотр багажа. А в
условиях повышенных мер безопасности, из-за саммита, скорее всего контроль был более
тщательным и длительным. Прибыв в аэропорт, команда прошла процедуру осмотра
багажа службой безопасности аэропорта с участием кинологов на привокзальной
площади.
В ар.
языке есть слово, с помощью которого можно описать эту процедуру: طَابُورٌ
та:бор
– "проверка, осмотр, очередь (ожидающих)".
Созвучное
ему ар.طَبَر табар – "топор, секира".
Ср.
также другое название топора: ар. فَأْسٌ фа:с
– "топор" и созвучное ему в обратном прочтении ар. صَفّ сафф
– "располагать, ставить в очередь".
Т.е.
процедура проверки, через созвучие с названиями топора усилила резонанс со
смысловым полем легенды. Так начал складываться топор – пока виртуальный.
По заключению МАК
непосредственной причиной катастрофы явились ошибочные действия экипажа, выразившиеся в обжатии тормозных педалей перед подъемом носового колеса при
неправильном положении ног на педалях. Это привело к созданию тормозной силы на
колесах и невозможности своевременного создания взлетного угла, выкатыванию за
пределы взлетной полосы на
При
крушении самолет разломился на две части, носовая рухнула в реку, а хвостовая
осталась на суше, произошел взрыв авиационного топлива.
Вернемся
к упомянутому выше арабскому названию топора
فَأْس фа:с – "топор".
И сравним с такими созвучными ему
ар. словами:
عَسْف ъсф – "поступать необдуманно";
فعص фъс – "давить, сжимать";
سَوَّف савваф – "замедлять";
أَسَفَّ асаффа – "лететь низко, лететь бреющим полетом (о самолете)";
أَثَاف аса:ф(ин) – "треножник";
سَفْع сафъ – "бить, ударять, обжигать";
سِيف сиф
– "берег, побережье";
سَعْف
саъф –
" помогать, оказывать помощь";
أَسَف асаф –
"скорбь, печаль, сожаление".
Обратите
внимание, как смысловая нагрузка этих слов в точности описывает обстоятельства авиакатастрофы.
В момент,
когда самолет на бреющем полете ударился о радиомаяк – топор из виртуального
превратился в реальный. Вот он сложился из мачты радиомаяка и самолета – чем не
секира Ярослава Мудрого, которой он убил медведя, стоит только лезвие секиры
развернуть горизонтально (см. нижний рис. на схеме).
Загадочные
всё же эти медведи. А еще загадочней глубины сознания человека. И если сознание
спит, то человек не понимает ни смысла слов, ни механизмов их воздействия, ни
своих поступков.
Продолжим схему, приведенную в начале статьи. На схеме
видно, как медведь посредством топора либо погибает (как в случае древней
легенды), либо превращается в палача (как в нашем случае).
И не
стоит пренебрегать древними мифами и легендами, независимо от того происходили
они в реальности или нет.
В
контексте этой истории см. также:
http://nnvashkevich.narod.ru/BLOG/blgprdzenta.htm
http://nnvashkevich.narod.ru/TPNMK/mshk.htm
http://nnvashkevich.narod.ru/BLOG/smlt.htm
Киев
03.09.2012