А

АБИТУРИЕНТ – "поступающий в высшее учебное заведение"; от новолат. abituriens – "собирающийся уходить". (Крысин). ♦ От сложения أبي  'аби: "отец", во фразеологических оборотах – "обладающий, имеющий отношение" и ар. طور  т#у:р или  دور  ду:р (даур) "круг", т.е. участник туров конкурса, конкурсант.

 

АБЛАУТ лингв. "морфологически обусловленное чередование гласных в словах одного корня или в разных формах одного слова (напр., нем. binden — band — gebunden, русск. соберу — собирать — сбор). От нем. Ablaut.(Крысин). ♦ Немецкое слово от обратного прочтения تقلب та'аллаба (так#аллаба) "видоизменять(ся), превращаться, переворачиваться".

 

АБОРИГЕН – "коренной житель страны или местности; то же, что автохтон"; от лат. aborоgines < ab orоgine от начала. (Крысин). ♦ От ар. أبو رجاء 'абу рага:'ин "владелец региона".

 

АБОДА – "в иудаизме – богослужение, при котором происходил выбор козла отпущения:  первосвященник переходил в восточную часть храмового двора, где было приготовлено два козла, и метал жребий, отбирая одного козла в жертву Богу, а другого – Азазелю. (ЕИ). ♦ От ар. عبادة ъиба:да "богослужение", "культ", производное от глагола عبد ъабада "поклоняться, быть рабом", которое от рус. ябеда, сравните ар.  جلب  жалаб "рабы" и рус. жалоба.

 

АБОТ2 (אבות) – "название одного из трактатов Мишны, представляющего древнейший сборник изречений и афоризмов религиозно-нравственного содержания". По характеру своего содержания поучения и афоризмы трактата могут быть разделены на следующие группы: 1) религиозно-философского содержания, 2) об отношении к ближнему, 3) о важности учения и самоусовершенствования и 4) правила общежития и практической мудрости. Слово "Абот" как оглавление этого трактата не совсем ясно. Буквально оно значит "отцы" и обыкновенно понимается здесь в смысле ученых авторитетов; это вполне совпадает с талмудическим словоупотреблением, перешедшим, как известно, и в терминологию христианской церкви. Остается только загадочным, почему именно сборник изречений назван по имени "отцов". Существует и другое понимание слова "Абот", а именно – главные изречения, принципы. Это понимание также не противоречит талмудическому словоупотреблению". (ЕЭ). ♦ От обратного прочтения ар. توبة (ثوبة ) тоба или ثواب сава:б "доброе деяние", "воздаяние, награда". Ср., например, такое поучение: "Не будьте, как рабы, служащие господину для получения награды, но будьте подобны рабам, служащим господину (из любви), не рассчитывая получить награду" или: "Один час раскаяния и добрых дел в этом мире дороже всей жизни загробной". (См. об этом ЕЭ).

 

АБРАКАДАБРА – "таинственное слово, перешедшее от древних евреев и греков; род заговора, особенно от лихорадки, который пишется треугольником и носится в ладанке". (Даль). "заклинание на амулетах". Современное значение "бессмыслица". Из немецкого. (Фасмер). ♦ В средние века этой фразой исцеляли от некоторых болезней. От ар. фразы أبرأ قد أبرأ 'абра'а к#ад 'абра'а "исцелил он исцелил", где قد к#ад – усилительная частица подтверждения.

 

АБСЕНТ – "полынная водка" Absinth (см. Брокгауз, Вермут). Ср. также абсанс (от французского absence, буквально – отсутствие), внезапное и кратковременное помрачение сознания (БСЭ). ♦ От сложения ар. أبى  'аба: "отказываться", "отвергать" и русского свет, – в евроязыках  у (в) часто замещается N , из-за вращения латинского: u > n. Рус. рефлекс – отсутствие (корень сут/свет). При этом русское свет – от арабского  سوية савиййт "ровность", тогда как арабское نور  ну:р (корень НВР) – от русского ровный. Сравни термин индуизма нирвана, что по-арабски означает "слабое свечение", т.е. "слабое присутствие" (نير неййир "светящийся" + وان ва:н(и) "слабый". См. агава, водка, пульке, Дионис. 

 

АБСУРД – "бессмыслица, нелепость". Первоисточник – латинское absurdus "неблагозвучный", "нескладный", "несообразный". (корень suer; ср. susurrus "шепчущий"). В русском языке через западноевропейское посредство. (Черных). ♦ Лат. слово имеет значения: 1) "неблагозвучный, резкий, неприятный"; 2) "несообразный, неуместный"; 3) "нескладный, нелепый, глупый" (Дворецкий) и представляет собой сложение отрицательной латинской  приставки ab и корня surd, не имеющего места в латыни, поскольку он непосредственно из ар. языка: سرد сурид  "цитируемый, передаваемый, пересказываемый", что есть форма страдательного залога от глагола سرد сарада  "читать", "зачитывать", "приводить", "цитировать" (М., с. 330). Таким образом, старшее значение лат. слова – "нецензурный, неблагозвучный, неуместный, не подлежащий передаче, пересказу". Приставка ab тоже из ар. языка и восходит к глаголу أبى 'аба: "отрицать", "не соглашаться", "отвергать" (М., с .2), как и в абажур (см.).

АБХАВА – "в индуизме – седьмой род реально существующего". Делится на четыре  вида: а) вещь, отсутствующая до своего возникновения; 2) отсутствующее после своего разрушения; 3) отсутствующее в ином, не своем качестве _ горшок в качестве циновки есть отсутствующее; 4) отсутствующее в данном месте. От бхава с префиксом отрицания, последнее от санскритского корня bhu "быть, бывать" (Индуизм). ♦ От рус. бывать. По номеру рода и общему содержанию соответствует седьмому (информационному) уровню бытия, в исламе – ар. غياب г#ийа:б "отсутствующее", "сокрытое", ср. у Пушкина "области заочны", в древнегреческой философии – метафизика. См. семь.

АВАРЫ – "восточноевропейский народ периода раннего Средневековья: первоначально азиатские кочевники тюркского происхождения, вскоре после середины 6 в. они обосновались в бывших провинциях Римской империи, Дакии и Паннонии. Под властью безжалостного аварского хана Баяна возникла огромная простиравшаяся от Балтики до Черного моря империя, которая объединила подвластные аварам и вынужденные платить им дань народы, в том числе славян и булгар. Относительно немногочисленные, они жили грабежами и завоеваниями. Авары многократно опустошали Балканы, дважды подходили к Константинополю и проникали в Грецию, расселяя здесь славян. К концу 8 в. авары утратили былое могущество и были покорены Карлом Великим, который овладел их «хрингами», огромными (были такие, что насчитывали в периметре много километров) кольцевыми оборонительными сооружениями, внутри которых авары хранили награбленные по всей Центральной Европе сокровища. Через сто лет авары как отдельный народ исчезли, слившись с мадьярами". (Кольер). ♦ От ар. غاور г#а:вар "нападать" после закономерного падения звука Гайн (غ), как в Европа (см.).

АВДОТЬКА, авдюшка – "растение Trollius europaeus, ярко-желтый и в диком виде махровый цветок, полевой хмель, колтушки влгд. кугольник (ошибочно куриная слепота и купальница); "хохлатая птица удод". (Даль). "относится к семейству лютиковых, среди которых имеется сон-трава… Многие лютиковые зоохорные, т.е. их плоды приспособлены к переносу их животными на наружных покровах… Так, лютик полевой имеет длинный крючковатый носик на верху плодолистика. При прикреплении к меху животного все растение легко выдергивается из земли и переносится целиком… Иногда плоды лютиковых поедают птицы и распространяют их с экскрементами… Подавляющее число лютиковых – ядовитые растения, не поедающиеся скотом. Это объясняется тем, что они содержат разнообразные алколоиды, которые являются ядами и находят обширное применение в медицине… В Непале аконитом отравляли мясо коз, служившее приманкой для поимки крупных хищных животных.". (ЖР, Т. 5(1), стр. 211, 214, 216). ♦ От ар.  عهد ъахд "завет", мн. ч.:  عهود  ъуху:д, откуда ъуху:ди – заветник, т.е. иудей. За частью -отька скрывается рус. ветхий. Сближено по созвучию с им. собст. Лат. название – замаскированное рус. трели еврейские. Вологодское название – замаскированное кагальник. Название колтушки от ар. خلط халат# "путать, колотить, смешивать". Замена ар. х на рус. в по сходству написания этих букв. Замеченная Далем ошибка в названии куриная слепота произошла по схожести понятий слепота и хмель, в названии купальник – по схожести рус. П и евр. придыхания (ה). Распространение лютиковых внешне похоже на иудейское расползание по миру, вместе с корнями. Наличие алкалоидов соотносится с такой уважаемой еврейской профессией, как винокур. Второе значение удод – из-за сакральности этой птицы для иудеев. См. удод. См. также лютики.

АВЕЛЬ"имя первого сына Адама и Евы, по библейской легенде, убитого братом Каином". От ар. ибль "верблюды"; истинный смысл предания об умерщвлении Каином Авеля раскрывается сопоставлением имен и простых нарицательных: Каин – это ар. кахин "жрец". Речь идет об одном из многих случаев принесения в жертву животных. (Шумовский, стр. 18). ♦ Оригинальная этимология Шумовского оставляет читателя все же в недоумении: зачем шифровать банальный случай? Авель, будучи первенцем, носит имя от ар. أول 'аввал "первый". Авель и Каин вместе отражают извечный вопрос "быть или не быть?": Каин – через соответствие созвучных ар. корней كون кон "Бытие" и خون хон "предательство", Авель через графическое соответствие рус. буквы Л еврейской букве Тав (ת), что делает имя Авеля (А-вет = А-быть) скрывающим идею бытия, выраженную рус. языком, сложенную с отрицанием а: "не быть". Этот сакраментальный вопрос Каин решает в свою пользу, выполняя кодировку имени Авеля и свою.

АВРААМ (АВРОГОМ, אברהם) – "в ветхозаветных преданиях – избранник Яхве, заключивший с ним завет, родоначальник евреев и арабов", этимологически "отец народов" (СМ). "Обстоятельные описания жизни А. на родине его, Халдее, находятся у палестинских агадистов второго столетия, описания, развившиеся под влиянием занесенного в Палестину вавилонского фольклора. Так, напр., рассказывается, что в ту ночь, когда родился Α., друзья Тераха (Фарры), среди которых были также советники и волхвы Нимрода, пировали в его доме. Когда поздно ночью они ушли домой, их внимание привлекла большая звезда, которая поглотила четыре другие звезды, сиявшие на всех четырех концах неба. Они поспешили к Нимроду и сказали: "Несомненно, родился отрок, которому предназначено завоевать этот мир и будущий; дай родителям за ребенка столько денег, сколько они сами пожелают, и убей его". Тираху пришлось спрятать сына  в пещере на три года; по другой версии – на тринадцать, а по третьей – на десять лет. Когда А. вышел из пещеры и увидел восходящее среди чудной природы Солнце, то готов был преклониться перед ним и почитать его как божество! – "Это – несомненно, бог вселенной; ему я хочу поклоняться". (ЕЭ). ♦ Ар. версия имени Авраама –  ابراهيم   'ибра:хи:м. В обратном прочтении محرابي мих#ра:би "алтарщик", "служитель алтаря". Другие возможные прочтения его имени отражаются в ветхозаветных преданиях. (См. Вашкевич Н.Н. "Утраченная мудрость"). Ар. название алтаря ясно указывает на его функцию "делать храбрым", по-арабски محراب мих#ра:б, производное от حرب  х#арб "война". То, что Авраам был специалистом по военному кодированию, подтверждается тем, что город, в котором он по прибытии в новые земли поставил алтарь, назывался Сихам (ныне Шхем, а в разные времена –  Шехем, Наблус, Неаполис). Дело в том, что Сихам (Сихем) в переводе с арабского значит "стрелы"     (سهام ). Значит в переводе на русский: Стрелецк, стрелецкое поселение. То же значит и نبل  нуббул или набал "стрельцы", а также "те, кто владеет стрелами или их изготавливает", откуда, кстати, в Москве Лубянка, где, как показывают новейшие раскопки, стояла стрелецкая слобода. В параллель можно привести русский город Новгород, который долгое время, как считается, не имел даже имени, а существовал как небольшое военное поселение. (Носовский, Фоменко, Т.1, стр. 153). Если вернуться к первоначальному имени Авраама Аврам (Абрам), то в ар. прочтении он превращается в أبو رام  'абу: ра:м "отец стрельца". Имя "отца народов" может быть сопоставлено с его семантическим аналогом в таблице Менделеева: элемент бром, который обладает снотворным действием. Родственно бормотуха. См. также масон, Апоп. Небесное явление, сопровождавшее рождение Авраама, отражает формулу прояснения смысла: 1 + 4, аббревиатурная ипостась которой: РА, геометрическая – мандала (см.).  Хотя ни Авраам, ни сказители легенд не знали, что Солнце состоит из водорода и гелия с атомными  массами соответственно 1 и 4, причина заточения и момент озарения при освобождении  связались единой формулой прояснения смысла. Цифровую  формулу структуры солнца стало возможным узнать только после открытия водорода фр. ученым Лавуазье, фамилия которого в переводе с арабского: "Менделье". Он и Менделеев, открывший периодический закон, превратили химию в точную науку. Но и до сих пор ни химики, ни астрономы не придают значения цифровой структурной формуле космической плазмы, вещества солнца и звезд, которая является аналогом семантического солнца РА.

АГАДА, АГГАДА (אגדה) – "часть Талмуда, представляет собой притчи, нравоучительные наставления, полезные советы, описания событий в реальном или метафизическом мире, а также случаи из жизни отдельных людей". (КЕЭ). ♦ От ар.  عادة ъа:да "обычай", откуда в рус. языке термин адат "мусульманский обычай, обычное право". Переход звука Ъайн в Г фиксируется как обычный логопедический случай, а в ряде межязыковых отношений как закономерное соответствие, например, в тюркских языках любой Ъайн произносится как Г, ср. Магадан, от ар. معادن   маъа:ден "рудники".

АГАРЬ (הגר) – "в ветхозаветных преданиях египтянка, рабыня Сарры и наложница Авраама, бежавшая в пустыню". Этимология ее имени – "бегство". (МС). В агадической литературе имя Агарь производят от арам. הגר "награда" на том основании, что по преданию, сохранившемуся в Мидраше, Агарь была дочерью фараона, который, видя, какие великие чудеса сотворил с ним Господь из благоволения к Сарре (Быт., 12, 17), сказал: "Лучше для А. быть рабыней в доме Сарры, чем госпожою в собственном доме". Имя Агарь, как пишет Гиршфельд, перешло к арабам непосредственно от евреев, хотя объясняется исключительно арабским корнем "hadshara" (переселяться), откуда происходит и слово "гиджра". (ЕЭ). ♦ Мать Измаила, единокровного брата Исхака, родоначальница арабов. От ар. هجر хагар "убегать", "эмигрировать", "переселяться", откуда отглагольное имя третьей породы مهاجرة муха:гара (в диалектах произносится михагра) – "эмиграция", откуда латинское migro "мигрировать". Того же корня хиджра "бегство Мухаммеда из Мекки в Медину (Ясриб)". От этого же корня угорь (см.) – рыба, проплывающая несколько тысяч километров из Европы в Саргассово море для метания икры. Отсюда же угры – народ, совершающий огромные переходы со своей прародины в Приуралье к берегам Балтики и на территорию современной Венгрии, название которой по-арабски также происходит от этого же корня مجر маджар (от مهجر махджар "чужбина", "место куда эмигрируют", откуда этноним мадьяры (см.). Только через ар. язык видно, что мадьяры и венгры – одного корня. Арам. הגר хагар "награда" от ар. أجر 'агара "платить". Что касается замечания Гиршфельда, то оно верно не только по отношению к имени Агарь, но и по отношению почти всех еврейских имен и понятий, кроме тех, что происходят из рус. языка как Ааарон или Азазель (см.).

АГАСФЕР – "имя легендарного "Вечного жида", который был осужден скитаться  на земле до конца мира", из др.-евр. (СИС). ♦ От ар. (египетский диалект) اسافر اجي 'а:г-аса:фер "пойду-ка я путешествовать". См. Вечный жид.

АГЕНТ – "лицо, которому поручено дело от лица же, общины, товарищества или от правительства; низшая степень поверенного одного государства при другом; частное доверенное лицо по делам, уполномоченный, делец, ходатай, ходок, старатель, стряпчий, поверенный, приказчик" (Даль). 1. "лицо выполняющее разного рода задания, поручения уполномочившей его организации"; 2. "шпион". В русском из немец. В немец. (как и в других западно-европейских языках) восходит к лат. agens, прич. прош. времени от ago "привожу в движение". (Черных). ♦ Лат.  ago от ар. глагола هاج ха:га "приходить в движение, волноваться". Агент скорее от ар. عاجنة ъа:гинат "середина" (М., 490), образованного от корня عجن ЪГН "опираться". Понятия опоры и центра, середины, посредничества связаны естественной связью, которая проходит по многим ар. корням, ср. ар. مركز марказ "центр", буквально "место опоры". В таком случае агент – это букв. "посредник", "тот, на кого опираются".

АГРЕССИЯ – "вооруженное нападение одного государства на другое с целью захвата территории и насильственного подчинения своей власти". Первоисточник латинское agressio "нападение, приступ". (Черных). ♦ От ар. جرس  гарраса "противоречить, критиковать, поносить" или от родственного ему جرح гараха с тем же значением (М., 86,87). Диалектное произношение глагола настоящего времени первого лица: أجرس  'агаррас "я нападаю". В рус. от этого корня ересь, ерш.

АДВОКАТ – от лат. аdvocatus "юридический консультант", "судебный защитник", производное от ad-voco "призывать", сложение приставки ad и voco "звать" (того же корня, что вокал) (Дворецкий). ♦ От сложения ар. دعوى даъва: "судебный иск" (М., с. 216) и  وقى  вак#а: "защищать"(М., с. 915) .

АДЕНОИДЫ – "опухлевидное разрастание лимфатических образований (узелков) носоглотки, глоточных и небных миндалин", от греч. aden "железа" + еidos "вид" (СИС). ♦ Греч. aden от ар. عدن ъаддана "добывать и обрабатывать железо", откуда معادن маъа:дин "металлы, минералы". Первая часть термина аденоиды от ар. غدن гадан "сон", в обратном прочтении "нос". Падение звука Гайн (غ) происходит в аккадском языке, ср. Европа и ар. غروب г#уру:б "закат, запад". Второе слово ид – от ар. حد х#д (х#адд) "препятствие, запор". Букв. "запор носа".  

АДОНАЙ  (אדני) – "в иудаизме – подставное имя при чтении тетраграмматона ЯГВЕ или ИЕГОВА (יהוה), переводится как  "Господь мой"; форма множеств. числа от ןדא, что значит "господин" или "Господь"). Будучи первоначально обозначением Бога, слово А. явилось заместителем имени Ягве, когда последнее было признано слишком священным для обычного употребления. Тогда-то установилось правило снабжать слово "Ягве" пунктуацией слова А. и читать его "Адонай", за исключением тех случаев, когда в тексте рядом с  יהוה уже стоит имя А.; тогда "Адонай-Ягве" читалось "Адонай-Элогим". (ЕЭ). ♦ Того же происхождения, что и аденоиды (см.). Аденоиды – этническая болезнь евреев, которая обеспечивает назальность произношения, благодаря которой прописывается функция еврейского народа через наследственный признак искривления носовой перегородки. См. нос, гайморит. 

АЗ – "название первой буквы рус. азбуки"; (в выражениях ни аза не знать, азы науки, начинать с азов и т.п.) "начальные (элементарные) сведения". В других славянских языках имеет значение "я". Этимология не вполне ясна. (Черных). ♦ От ар. وز вазз "гусь". Именно гусем (ср. начертание: ى)  в ар. алфавите изображается вариант Алифа, называемого в обиходеوز вазз "гусь".. Его официальное название алиф максура (مقصورة ألف), букв. "Алиф укороченный", что  противоречит факту. По изъятии из слова максура приставки и окончания, и прочтении корневой части в обратном направлении получаем смысл этого названия: РУСК. Это действительно "русский гусь", который изображен на древнеегипетской фреске в качестве создателя мира (читай империи). Гусь в качестве символа Руси выбран потому, что рус. буква Глагол в древнеарамейском алфавите совпадала по начертанию с буквой Реш (ר), отчего рус. слово гусь стало совпадать в еврейском прочтении с названием Руси. Значение "начало" у буквы Аз возникло не только по причине начального положения буквы, но и потому что предлог от этого ар. корня إزاء 'иза:'а означает также "находиться впереди". Эта же конфигурация повторяется в десятой букве под названием Йа: ي. Хотя числовое значение ее – 10, она помещена в другом ар. алфавите (не счетном) на последнее место таким образом, что по звучанию названия она совпадает с последней буквой рус. азбуки (Я). Обращает на себя внимание, что индивидуумы одной части в прошлом единого славянского этноса называют себя первой буквой рус. (и ар.) алфавита (Аз), индивидуумы другой части – последней буквой тех же алфавитов (Я). Единственное тому объяснение – то, что в ар. алфавите эти две буквы имеют одинаковое начертание (силуэт гуся). Слово я в рус. языке происходит, тем не менее, не от названия буквы, а от ар. جاي йай (гай, джай) "иду", употребляемого в ответ на зов. Это означает, что Аз как местоимение – вторично, эта функция перенесена на первую букву по сходству начертания с последней буквой, название которой совпало по звучанию с местоимением. С точки зрения физиологии, Аз (гусь), находясь в первой клетке алфавитно-цифровой матрицы, является ярлыком файла, запускающего менструальный цикл (в 28 дней, по букве на каждый день), в первый день которого в женском организме подается команда на овуляцию. Одновременно по числовому значению, соответствующему номеру красного цвета, "Гусь" подает команду на приток крови к матке для вымывания старой яйцеклетки. В ар. счетном алфавите буква Йа десятеричная замещает исконную ар. десятку, которая вытеснена ею в рус. кириллицу: i. Ар. название гуся происходит от глагола أز  'азза "свистеть", ср. рус. название гусей: свищи.

АЗАЗЕЛЬ – "в иудаизме – козлообразный демон пустыни, которому приносят в жертву "козла отпущения". Этимология слова остается неясной (Носенко, стр. 99). ♦ От ар. قزل к#азал "идти вприпрыжку, прыгать", отсюда и рус. козел. В некоторых ар. диалектах звук Каф произносится как хамза: 'азал, отсюда имя профессии قزال к#азза:л или 'азза:л "козлятник", форма мн. числа: قزازيل  'аза:зе:ль.

АЗБУКА – "перечень, список букв, принятых в данной письменности, расположенных в установленном порядке". Слово образовано по образцу греч. alfabhtoV "алфавит" по названиям первых двух букв славянской азбуки. (Черных). ♦ По-видимому, ложная калька с греч. Первое слово от ар. ألف 'ЛФ (М., с. 16), а также ولف ВЛФ (М., 818) "любовь и согласие", синоним глаголу آزى 'а:за: "соответствовать", "быть похожим", "находиться перед", синоним также ар. ка:бала, "соответствие", откуда кабала. (см.). Таким образом, альфа, (алиф) аз и кабала – синонимы и обозначают соответствие (букв цифрам и звукам). Вторая часть бет (бета) передает идею сохранности, ср. в ар. языке от этого корня تبييت табйи:т "рокировка", следовательно, алфавит можно перевести как "законсервированные звуко-буквенно-цифровые соответствия". См. также аркан.

АКАДЕМИЯ – 1) "объединение научных учреждений, имеющее целью развитие наук или искусств"; 2) "название некоторых высших учебных заведений". Первоисточник – греческий, первоначально "сад Академа, где учил Платон". Позже – "философская школа Платона". (Черных). ♦ Слово того же корня, что и Аккад – страна халдеев, место сосредоточения древней мудрости. Название восходит к арабскому  عقد  ъак#к#ада – "завязывать", "путать". Идея связывания лежит в основе многих названий знаков, через нее выражается идея знания или знахарства, колдовства: сравните арабское نوط нвт# – "подвязывать, подвешивать", نوط   ну:т# – "знак отличия", "орден". Сравните также халдей и колдун, с одной стороны, и арабское    خلطхалата – "путать", т.е. "завязывать", с другой. Кодирующее значение слова вытекает из его созвучия с арабским корнем عقد ъак#к#ада – "запутывать, усложнять", откуда академический стиль, т.е. излишне усложненный, путаный. Другая сторона кодирования возникает из-за созвучия слова с эпидемия (Иванов А.Г.), откуда в России наблюдается эпидемический рост числа академий. Аналогичное влияние скрытого значения термина см. антропология, биология, идеология, математика, физика, философия, экономика.

АКРИДА – "род саранчи, кузнечики, которые будучи высушены на солнце, могут употребляться в пищу". (ПСС). ♦ От ар.  أجردة 'агрида "саранча", форма мн. числа от جراد гара:д "саранча (собирательное). Родственно ар. تجريد "абстракция", рус. град. Град и саранча сходны по функциональному месту в хозяйственной деятельности человека: то и другое уничтожает посевы, ср. ар. جرداء гарда:' "бесплодная, голая, не родящая земля", первое значение корня – "оголять, сдирать листья пальмы". Родственно также авангард (см) в значении движение в искусстве.

АЛЛАХ "Бог у магометан". От ар. allah. (Ушаков). ♦ И в арабских источниках, и в мировой арабистике, и в исламоведении бытует ложная этимология этого слова, основанная на его ошибочном грамматическом членении, при котором оно понимается как сложение артикля ал  и слова 'илах "бог". При этом не делается даже попыток объяснить мистическое исчезновения первой корневой, которое противоречит арабской грамматике. На самом деле это форма усиленного причастия (имя деятеля) от корня 'лх, (откуда إله 'илах "бог", "предмет поклонения"), который этимологически восходит к корню 'вл أول, откуда глагол أل "возвращаться", "объяснятся", "причинно восходить к чему-либо", каузатив которого дает другое значение: "указывать на причину", "объяснять", в форме причастия: "то, что все объясняет", т.е. то, что в европейской культуре принято называть Абсолютом, ср. производное от данного ар. корня: أول 'аввалачало".  Таким образом, Аллах можно перевести как "первопричина", "то, к чему все восходит", "то, через что все объясняется". Ср. мусульманскую заклинательную формулу по сути об этом: راجعون اليه وإنا لله إنا 'Инна ли-ллах ва-'инна 'илейхи ра:гиъу:н "по истине, мы от него (Аллаха) и к нему мы возвращаемся". Иначе говоря, Аллах в представлении самих мусульман, это то, к чему они возвращаются.

АЛЛИЛУЯ – "хвала Богу, хвалите бога". Из еврейского (ПСС). ♦ От ар. هلل халлил "прославляй" + общесемитское илу "бог", производное от ар. إله 'илах "бог".

АЛЕКСАНДРИТ – "драгоценный камень: разновидность хризоберилла, при дневном свете – темно-зеленый, при искусственном освещении — темно-красный; камень назван в честь русского царя Александра II". (Крысин). ♦ Независимо от происхождения названия камень соответствует смыслу своего имени, выраженному через ар. عاكس ъа:кис "строптивый" + عنترة ъантара "смелый", т.е. воин. Ср. индийский бог-воин Индра, а также Алеша бесконвойный (см.). Ср. также высказывание Лескова о камне: "…коварный сибиряк. Он все был зелен как надежда, а к вечеру облился кровью. В нем зеленое утро и кровавый вечер…". (см. об этом Куликов, стр. 21). Нельзя не учитывать, что фамилия Романовы созвучна ар. رمان рума:н "гранат" (родственно рус. румяный). Так и стало. Александр был убит гранатой (1 марта 1881), брошенной Гриневицким (т.е. как бы "зеленовицким"), а Николая II, на котором закончилась династия, еще при жизни называли "кровавым" при том, что его и членов его семьи, уже бездыханных, забросали в шахте гранатами. Гранатная трагедия началась с Александра I, который погиб при загадочных обстоятельствах в г. Таганроге (1825), название которого в обратную сторону как раз и дает ГРАНАТ, по-арабски قنبلة  к#унбуля, (букв. "красная голова"), ср. фамилии родоначальника династии Кобыла и первого изготовителя гранат (для цели убийства царя) Кибальчича.

АЛТАРЬ "у древних место жертвоприношения, нахо-дившееся на возвышении", "жертвенник", "главная, восточнаая часть (на некотором возвышении) христианского храма, отделенная иконостасом". В выражениях приносить жертву на алтарь отечества, искусства, науки, любви и т. п. "жертвовать своей жизнью во имя чего-л.". Из поздне-греч. altarion, а оно из лат., ср. altare "жертвенник", от altus "высокий", "высоко расположенный", "возвышенный". (Черных). ♦ Функция жертвы "очищение", "смытие грехов". Поэтому алтарь от ар. الطهر ал-т#ахр "очищение" (произносится ат-тахр). От этого корня Тегеран طهران т#ахра:н, букв. "очищенный", и имя собственное Тагор. Созвучие с лат.  altus послужило причиной того, что алтари устраивали на возвышении. Латинское altus от ар. علا ъала:  (женск. род: علت ъалат) "возвышаться". Отсюда имя собственное Али, букв. "высокий", а также элита "высшая часть общества" (см.). По-арабски алтарь называется محراب мих#ра:б, букв. "средство, с помощью которого готовят к войне, делают воинов храбрыми", т.е. "средство ритуального кодирования", название алтаря идет от. محراب мих#ра:б "воин", "храбрый", производное от حرب х#арб "война" (М., с. 124). Это первоначальная функция алтаря. От обратного прочтения ар. محرابي мих#ра:би "алтарщик" происходит имя собственное ابراهيم Ибрахим,  ар. версия иудейского имени Авраам, родоначальника иудеев, букв. "алтарщик, кодировщик". См. Авраам.

АЛЬМА–МАТЕР – "старинное студенческое название уни-верситета (дающего духовную пищу), употребляющееся то в ласкательном, то в шутливом ироническом смысле". От лат. alma mater (CИС). ♦ Спутано ар. عال ъа:л "кормить" (родственно пролетарий) с ар. علم ъаллама "обучать". Ирония призвана скрыть недостаток ума.

АЛЬФА, Альфа и Омега "названия первой и последней букв греч. алфавита"; выражение употребляется иносказательно как начало и конец чего-л. В библейском тексте употребляется как некое исходящее от Бога мистическое заклинание "Я Альфа и Омега", оставшееся неразгаданным. ♦ Понять его помогает другое библейское высказывание, открывающее текст Апокалипсиса: "Вначале было слово, и слово было у Бога и слово было Бог", согласно которому Бог приравнивается к слову, языку, тогда как начало языка это алфавитная матрица. Существует всего лишь один алфавит в мире, который  начинается с того же начертания, с которого он кончается. Это арабский. В его начале стоит буква ىгусь (Аз), называемый Алиф максура (см.) и в конце тоже гусь: буква Я   ي ). Ар. "гуси" внесены в ар. алфавит извне, поскольку в противоположность всем другим буквам не соотносятся по начертанию с цифрами. Их начертания точно соответствуют силуэту гуся под именем Великий Гоготун (Великая Русь) в качестве создателя семеричной империи. Так что выражение Альфа и Омега есть перевод русского гуси-лебеди. Примечательно, что последнюю букву алфавита русские используют в качестве местоимения первого лица, первую в том же качестве используют славяне. Вместе они и составляют Альфу и Омегу.

АНГЛИЯ – "европейское государство, в строгом смысле королевство Англия является частью Великобритании". От лат. Anglia (Фасмер). ♦ От рус. уголовный (ср. англ. angl – "угол", что есть ложная калька с рус.). Рус. слово по ошибке сближают с голова (см., например, Черных). В других языках также ложная калька с рус. Ср. немец. Haupt-verbrechen "уголовное преступление". Рус. слово этимологически напрямую не связано ни со словом угол, ни со словом голова. Оно от ар. عجل  ъагал "срочность". Уголовный значит "срочный", "спешный", "чрезвычайный". Объективное свидетельство правильности сближения Англия с криминальной темой – известные всему миру английский детективный роман, Скотланд-Ярд, Шерлок Холмс, Агата Кристи и т.п., а также особый статус суда (см. Лондон). Сакральный английский писатель Канон Дойль, что в переводе с ар. значит "закон юстиции" (قانون عدل) и вообще детективный жанр, ставший классическим именно в Англии, подтверждают, что Англия исконно полицейское государство.  Кроме того присоединение ряда территорий (Америка, Австралия) происходило с активным участием англ. уголовников. На генетическом уровне Англия подтверждает доминантную идею права через увеличенные подбородки, т.к. русское слово закон по-арабски прочитывается как "подбородки" (ذقونзук#у:н – генетическое воздействие знака см., к примеру: Африка, негры, монголоиды, раса). Англия в виртуальном плане являет собой как бы одно из подразделений правоохранительных органов, представленных в целом германскими племенами. О табличном этическом номере англичан см. Британия, англичане, английский язык, а также другие номера европейских этносов: Бельгия (5), Германия (2), Голландия (3), Дания (4), Испания (1), Италия (7), Франция (6).

АНТОНОВСКИЕ, антоновские яблоки, антоновка – "старинный рус. сорт зимних яблок, среди других сортов выделяется зимостойкостью и нетребовательностью к почве" (БСЭ). ♦ От ар. عنت ъанат или عند ъанад "сопротивляться, быть упрямым" (ср. анти), сложенного с онов, от ар. عانى ъа:на: (корень عنو ънв), переносить, страдать". Букв.: "сопротивляющийся страданиям, трудностям".

АРГО – "совокупность необычных слов и выражений, принятых по договоренности какой-л. обособленной или профессиональной группой лиц, не желающих, чтобы их понимали другие люди, говорящие на общепринятом языке". Этимология не вполне ясна. Связывают с французским harigoter – "рвать", "кромсать". (Черных). ♦ От ар. أعرج   'аърагу "кривой", "искривленный".

АРИИ – "народ, который, согласно древнеиндийской мифологии, принес культуру в Индию". ♦ Идеологи некоторых европейских народов претендуют на то, что ариями были их предки. Отсюда в германском нацизме понятие арийская раса. От ар. عاري  ъа:рий "голый". Голое тело – сакральная идея индуизма (см. Индия), носящего номер три. Ср. название рус. буквы с этим числовым значением: Глагол (от голый-голый). По этой причине приверженцы джайнизма часто ходят голыми. (см. ИИР, Т.2, с. 64). Еще две тысячи лет назад  Сенека писал в своих стихах "...и в темный цвет красит голых индов" (Петров А.М. Запад-Восток. Из истории идей и вещей, с. 85). Арии, а на древнеегипетской фреске о сотворении мира (см. Введение) отвечает двум голым фигурам, возлюбленным  Йебу и Нут (Поднебесной и небесной корове, т.е. Индии). Таким образом, арии – исконная идея индийского культурного ареала. Германские фашисты, присвоив себе имя арии, стали обращаться в искусстве к изображению голых тел. Ситуация в современной Голландии, стране носительнице номера три, такова, что со столичных витрин (см. Амстердам) на вас смотрят голые женщины. Еще в 16 в. нидерландское искусство прославилось развитием романизма, направления в живописи, разрабатывавшего тему обнаженной натуры (см. БСЭ). По теме третьего номера см. Гималаи, Деванагари, Индия, майя, Украина, а также Введение.

                                                       Б

БАБЬИ-ЗУБЫ – "растение Dentaria". (Даль). Dentaria bulbifera) – многолетняя трава из сем. крестоцветных, с луковичками в пазухе пальчато-рассеченных листьев. Цветки розовые или лиловые в кистях. Плод – стручок. По лесам в Зап. России. (Брокгауз). "основными опылителями крестоцветных являются мухи" (ЖР, Т. 5(2), стр. 70). ♦ Мухи по-арабски زباب  зуба:б, слово которое понято как "зубы бабы", отсюда и название. От русских  "зубов" в переводе на латынь – Dentaria, букв. "зубовка".

БАЖАТЬ "желать", "жаждать", укр. бага "жажда". Воз-можно, восходит к греч.  fwgw "поджариваю". (Фасмер). ♦ От ар. بغى  баг#а: "желать, жаждать, хотеть" (М., 44).

БАКАЛАВР – "имеющий степень бакалавра", "преподаватель православной духовной семинарии". Из лат. baccalaureus первоначально  bacca laureatus "увенчанный лавром". (Фасмер). ♦ Оба слова из ар. Первое идет от باقة  ба:к#а "букет", второе – от الغار ал-г#ар "лавр" после падения гортанного Гайна и заменой его дифтонгом, точно как в слове Европа, которое от ар. غروب  г#уру:б "запад". Скорее всего, через аккадский, так как в нем Гайн (غ) не произносился. Использование лавра для церемоний чествования победителей объясняется созвучием ар. названия с ар. корнем غور, от которого глагол غور г#аввар "победить", أغار 'аг#а:ра "нападать" (М., с. 562). Ср. имя Че Гевара, погибшего в селе Игара или рус. князя Игоря, совершившего набег вопреки обстоятельствам. Слово также имеет другое значение "виноградные листья". Название виноградных лоз الكرم ал-карм естественным образом связано с ар.  أكرم  'акрама "чествовать", поскольку  вино – естественное средство отмечания любых событий. Ар. أكرم الضيف 'акрама ад-д#айф "оказать честь гостю" в рус. языке дало рефлекс накормить гостя. Другая версия западных ученых: Б. идет от ар. формулы ссылки на право передачи текста от имени учителя:  بحق الرولية би-хак#к# ар-рива:йа. Тем не менее, возможно, бакалавр имеет другое происхождение, а именно: от обратного прочтения ар. لقب лак#аб "титул, степень". Тогда первоначальное значение слова: "остепененный", "имеющий степень, звание".

БАЛЕТ "искусство театрального танца". Первоисточник итальянское baletto. Того же корня, что и бал (см.).  (Черных). ♦ От ар. طلب т#алаб "домогательство, требование (знаний)", синоним مطمع матмаъ, откуда математика. Талаб, в свою очередь, происходит от بال ба:л "голова", родственно билл "шар", بيض бе:з# "яйца", (боковое ض чередуется с боковым ل), ср. греч. орхема "танец" и орхис "яйца", буквально "показ яиц", ср. Большой от балетное шоу, т.е. показ яиц, первоначально брачный ритуал, перенесенный в верхний секс (СКС), искусство (СКС). См. по этому поводу любовь.

БАРАБАН2, мне (ему) по барабану – "меня это не волнует, мне все равно". ♦ От барабанит (т.е. бьет по барабану) за которым скрывается ар. بانت براءة бара'а ба:нит "(моя) непричастность видна".

БАРЮКА психотерапия через понимание – "один из вариантов метода рациональной психотерапии при котором врач убеждением создает у больного оптимистическое отношение к вопросам выздоровления". Baruk H (Блейхер). ♦ В фамилии автора методики записано по-арабски بركة барака "счастье", "благословение".

БАСКИ – народ живущий в Испании (Баскония, по-баскски Эускади) и частью во Франции. Баскский язык euzkera не относится ни к какой языковой группе, он вне классификации. Баскония – важнейший район тяжелой промышленности. (БСЭ). ♦ Этноним от названия страны в обратном прочтении х#д акса "закаленнейшее железо", другое значение (с эмфатической с#) "максимум". Отличительной чертой басков является независимый нрав. Это народ, который не был романизирован, при арабах сохранял независимость и в настоящее время ведет ожесточенную борьбу за отделение. Это качество происходит от прочтения части эуск, эузк наоборот: коза, от ар. казз (газз) "прыгать", по-латыни капра, от ар. كفر кафара "отвергать блага Аллаха", откуда каприз. Ср. баскское слово гизон "человек". Ср. аббревиатуру боевой организации басков ЭТА (Эускадия Та Аскатасуна – "свободу стране басков"), соответствующую ар. корню عتا ъта "быть непокорным, мятежным".

БАШНЯ3, башня, пораженная молнией – "так называется 16-й аркан колоды Таро. На карте изображена аллегория: мы видим башню, которая наполовину разрушена вспышкой молнии, ударившей в ее вершину (символически эквивалентную голове). Зловещие намеки содержащиеся в аллегории, связаны со скорпионом и служат аллюзией на опасные последствия чрезмерной самонадеянности – или на грех гордыни с присущим ему символизмом Вавилонской башни". (Кэрлот). ♦ 16-й аркан Таро (см. арканы) – типичная иудейская страшилка, связанная с необходимостью исполнения иудаизмом функции оберега сонного сознания человечества. Дело в том, что пробуждение сознания человека связано с усвоением бинарной языковой системы РА, в то время как зло евреями называется как раз раъ (רע), что и вызывает необходимость измышлять разные страшилки и россказни о недоступности постижения тайны языка. И не случайно эта башня помещена в 16-ю клетку алфавита, где находится буква ъайн (по-еврейски аен), что в переводе означает "глаз". Это и есть тот самый "третий глаз", с восстановлением которого раскрываются все тайны, вначале тайны языка, а потом, – поскольку языковые элементы являются и элементами программ Творца, – все остальные тайны. Достаточно лишь научиться правильно восстанавливать гортанные (ъайновые) артикуляции, которые утрачены во всех языках, кроме арабского, т.е. видеть превращения гортанных. Так же без труда проясняются и мотивация страшилок, например, причина появления образа скорпиона, как бы охранника ъайна. Дело в том. что постижение Истины в ар. языке обозначается глаголом قرب к#рб "приближаться, породняться", откуда рус. брак (см.). Вплоть до настоящего времени постижение Бога замещается жертвоприношениями, по-арабски قرب  к#рб. Вот если к этим трем буквам добавить утраченный ъайн, получится ар. слово со значением "скорпион" (عقرب ъак#раб). Но это скорпион не настоящий, измышленный кабалистами. Дело как раз обстоит обратным образом. Если тайны языка не будут раскрыты вовремя, то крышу станет сносить не только людям, но и постройкам, вместе с башнями, что уже и происходит в физической реальности.

БАЯН – "большая гармонь с хроматической гаммой в клавиатуре правой стороны". В других славянских языках встречается только как русизм. Возможно, от имени древнерусского певца-гусляра Бояна. (Черных). ♦ От ар. بين  баййана "различать", "делать ясным" (М., с. 57), в диалектах "гадать", "предсказывать судьбу". Ср. рус. ясновидение. См. также фортепьяно.

БЕЗЗАВЕТНО, беззаветно любить, быть беззаветно преданным – "самозабвенно". ♦ От ар. الذوات إنكار 'инка:р аз-зава:т "самозабвение", букв.: "отрицание себя", где ар. إنكار 'инка:р "отрицание", заменено рус.  без.

БИТЛЗ – "название знаменитого британского вокально-инструментального ансамбля, сделавшего революцию в шоу-бизнесе, букв. - жуки". ♦ Название ансамбля по-арабски: خنافس хана:фис "вонючки", "скарабеи". Это англ. слово происходит от ар. بتولة бату:ла "береза", по созвучию рус. береза с бирюза (см.), означающего предпочтительный камень, идущий на поделки скарабеев. Магия слова заключается в том, что его ар. перевод затрагивает непосредственно сферу психического, по-арабски نفس НФС "душа", ср. ха-на:фис.

БЛАГОРОДНЫЙ1, благородный человек – "бескорыстный". ♦ За рус. благородный кроется ар. غرض بلا била: г#арад#ин "без корысти".

БЛАЗН – церковное, "соблазн", "соблазнительные слова, поступки", "искушение"; "обаяние". (Даль), откуда блазнити "обманывать, искушать" (СС). ♦ От соблазн в результате осмысление со как приставки. Соблазн (см.) – сложение ар. سحب сх#б "тянуть" (М., с. 333) и  لذة лазза "удовольствие", "наслаждение" или لذ лаззун "соблазнительный" (М., с. 719). Ар. بلص  балас# "обманывать, вымогать обманным путем", возможно, из рус.   языка. Ар.  название соблазна  إغراء  'иг#ра'  дало в рус. языке игра.

БЛЮЗ – "сольная лирическая песня американских негров, известна с конца 19 века, обычно выражает тоску по утраченному счастью", от англ. blue "голубой". (БСЭ). ♦ Голубой цвет соответствует номеру пять, номеру африканской этнокультуры, потому блюз является формой ностальгии американских негров, ср. простатит (см.). Англ. слово происходит от ар.  جلب  жалаб (йалаб) "рабы". 2003 год (сумме цифр = 5) был объявлен в Америке годом блюза (СМИ). См. на эту тему также банджо, негры, Африка.

БОГОМОЛ (Mantis religiosa) – "насекомое, принадлежащее к отряду Прямокрылых; окраска его очень изменчива и бывает то зеленою, то буро-серою; Это насекомое обыкновенно сидит в траве с приподнятою переднегрудью и с направленными кверху передними ногами, которые в таком положении напо-минают руки, воздетые к небу во время молитвы; отсюда про-изошло и название этого насекомого. В таком положении Б. подстерегает добычу, состоящую из насекомых". (Брокгауз). ♦ Название мотивировано, но оно интересно тем, что называет насекомое, занимающее одно из промежуточных звеньев на своем уровне между арабской культурой и Гелием. Сходство по цвету (см. также жаба), поза, название и нападение из засады (обычный способ бедуинов, подкарауливающих торговые караваны) делают эту связь наглядной. Ср. муравьи, пчела (см.).

БОДИБИЛДИНГ "Система гимнастических упражнений с тяжестями, направленная на гармоническое развитие", То же, что культуризм; от англ. bodybuilding букв. "строительство тела". (Крысин). ♦ За англ. словом – рус. буди балду. По сути является знаковым замещением верхней любви, поскольку спортсмены добиваются сходства с эрегированными фаллосами в состоянии непосредственно перед семяизвержением.

БОЗА,  почить в бозе – "умереть". ♦ За рус. бозе скрывается ар. بوظ  бауз# (в диалектах боз#) "просветление лица после забот". Похоже, что имеется в виду естественная смерть. Ср. немецк. Böse "зло", при том  что смерть для немцев – самое сакральное понятие. См. Бонн, Германия, Гермес, немцы.

БОЛИВАР “денежная единица Венесуэлы, равная 100 сентаво. От исп. bolivar – по имени С. Боливара (S. Bolivar) (1783—1830), борца за независимость испанских колоний в Америке (Крысин). ♦ В имени Боливар по-арабски записано لبرا  بو  бу: либарра:  “отец свободы”.

БОЛЬШОЙ2, Большая Медведица – "навигационное созвездие из семи звезд, по которому определяют местоположение Полярной звезды, т.е. направление на Север". Рус. названия также "Ковш", "Коромысло". ♦ За рус. большой, скрывается ар. كبر  кабур "быть большим", за которым ар. خبر хабар или اختبار ихтиба:р "проверка, тест, определение, нахождение", а за медведем (бурым) скрывается بؤرة  бу'ра "фокус". Имеется в виду "полюс", который является фокусом магнитных силовых линий Земли, т.е. букв.: "нахождение полюса". Б.М. как раз и является навигационным созвездием, по которому определяют местоположение Полярной звезды, т.е. направление на Северный Полюс. См. Коромысло.

БОЛЬНИЦА – "лечебное учреждение для стационарного лечения больных". (БСЭ). ♦ От ар. глагола بل балла "выздоравливать, исцеляться" (М., с.46). Ср. латышское slimnica "больница" от ар. سليم сали:м "здоровый, невредимый" или ар.  مستشفى мусташфа "больница", букв.: "место исцеления".

БОМЖ – ♦ "аббревиатура: Без Определенного Места Жительства". За ней скрывается сложение: ар.  بو бу (см.) "имеющий отношение, обладающий" + همج  хамаж "сброд, варвары", второе значение –  "голод, (вызывающий смуту и беспорядок)". (М. стр. 872). Т.е. "голодный метающийся". Аналогично см. НКВД, КГБ, КПД, СССР.

БОРЗЫЙ – "быстрый", "скорый, "проворный", резвый".  Ср. о породе собак борзая. Общеславянское слово с индоевропейской базой *bheres – "быстрый". Но некоторые подробности остаются неясными: откуда в славянских языках z вместо s ? Некоторые воздерживаются от определения общеиндоевропейской базы. (Черных). ♦ От ар. برز барраза  "обогнать (о лошади) на скачках". (М., с. 34). Т.е. "оставить позади", ср. от этого же корня براز бира:з "испраженния", откуда березовая каша (см.), т.е. розги по заднице. Синоним سبق  сабак#а, от которого, кстати, рус. собака (см.), и ар. سابق сабек# "скаковая лошадь".

БОЧКА2, деньги на бочку – ♦ От ар. بص  бас#с# "смотреть, видеть", того же корня бачить. К соответствию эмфатическому С#ад (ص) рус. Ч, см. статью Ч. Формант ка отражает ар. местоимение ка (Я) "твой, тебе". Буквально "тебе (следует положить) деньги на вид (видное место)", т.е. "показывай деньги!". Ср. наличность.

БРАГА – "жидкое пиво, полпиво из солода, молотых зерен", отсюда бражник "кутила, пьяница". Заимствование из тюрк-ских языков (Фасмер). ♦ Учитывая чередование в рус. Ж /Д (сравните рожу, роды) слово исконно русское, производное от бродить. Ар. برج  барижа (барига) "вкусно есть и сладко пить" – из рус. языка. В рус. идиоме молочные реки кисельные берега за рус. берега ар. برج  барига. О влиянии этого корня на личность сравните фамилии Брежнев и Горбачев, которые к бражничеству относились диаметрально противоположно. Один всемерно поощрял, другой – запретил.

БРЮКИ – из голландского. ♦ В котором от ар. ركب  ракиба "ездить верхом". (перестановки согласных в семитских языках случаются часто). Как говорят историки, необходимость в брюках возникает при верховой езде. Аналогично ср. рейтузы и рейд, от ар. راض ра:д#а "садиться на коня", откуда, кстати, рыцарь.

БУДИТЬ, БУЖУ – "выводить кого-л. из состояния спячки", "прерывать чей-л. сон".  Только с приставками (от основы буждать): возбуждать, побуждать, пробуждать. По происхождению – каузатив к бдеть – "бодрствовать" (Черных). ♦ От ар. بده бадаха "заставать врасплох". Ср. также от этого корня (бдх):  بديهة бади:ха "быстрота сообразительности", так сказать, "разбуженность ума".  (М., с. 29). Родственно бдеть, бдительный (см.).

БУКАШКАот букать (см.). (Фасмер). ♦ Многие названия насекомых, а также знаков, происходят от идеи пятна. Данное слово родственно рус. буква (см.), вместе с которым восходит к ар. بقعة  бук#ъа "пятно". Отсюда же ар.  بق  бак#к# "клопы". Ср. также рус. клопы  и ар.  كلف  КЛФ "пятна". См.  также блоха, клоп, насекомое.

БУМАГА – "писчий материал из растительных волокон, подвергшихся специальной обработке"; "то, что написано на листе бумаги, документ". Слово бумага живет в рус. языке давно, но сначала, оно употреблялось только в значении "пряжа", изделия из хлопка". В значении "писчий материал" оно входит в употребление в 15 веке. Усвоено оно от крымских армян и восходит к персидскому памбах "хлопок". (Черных). ♦ Хлопок назван по белизне, "снятой" с рус. бумага. Ср. рус. выражение белый как бумага. Ср. также в Турции Паму-Кале, букв. "Белая Крепость", где с гор стекают потоки белой извести. Бумага, как известно, была изобретена в Китае. Это произошло по той причине, что Поднебесная на древнеегипетской фреске о сотворении мира возлежит под небесной коровой, а согласные рус. слова корова (крв) в обратном прочтении дают ар. ورق варак# "бумага". Также и в Древнем Египте богиня мудрости Исида изображалась часто в виде коровы. Ей противостоял священный черный бык Апис (от ар. عفص ъафс# "чернильный орешек"). Рус. слово бумага происходит от ар. بومة бу:мах "сова", поскольку в рус. (и европейской) культуре сова (см.) символизирует мудрость по той причине, что ее русское название означает по-арабски "бодрствующая". Это как раз то качество сознания, которое необходимо рус. человеку для исполнения своей функции. У арабов сова символизирует  злосчастность, вероятно, по причине ее ночного бдения, что ассоциируется с ожиданием опасности. Что касается связи бодрствования и бумаги, то она состоит в том, что знания в готовом виде записаны в подсознании в образе следа карандаша на белой бумаге (черным по белому). Ар. словосочетание карандаш (قلم КЛМ) и бумага (ورق ВРК), по-русски прочитывается как корова (КРВ) и молоко (МЛК), отчего медитирующие индусы говорят, что знание это молоко, стекающее с небесной коровы. Спящее сознание не в состоянии различать языки плазмы (русский и арабский), которыми исполнены тексты на бумаге Господа. Эти тексты доступны в полной мере лишь пробужденному сознанию. Поскольку тексты Господа остаются непонятными, человека преследуют кожные болезни в виде волчанки, оспы (см.) и других видов сыпи, как след рассерженного быка Аписа. Собственно, это род психозов, проявляющихся через физиологию (через поведение клеток организма). Народный способ целительства состоит в том, что бумагу сжигают над пораженным местом, тем самым как бы лишая быка Аписа возможности соединиться с коровой (кожным покровом). См. также синдром Ио, где бык заменен оводом, татуировка. (См. также на эту тему карандаш, альбом). От рус. бумага (как носитель информации) в иврите – бима "алтарь, сцена".

БУНДУК (ФУНДУК) – "орешник, растущий на Кавказе и в Крыму, а также его съедобные плоды"; тюрк. funduk (Крысин). "Пнтух – лещина, ее скорлупа обладает вяжущими свойствами, а ядрышки повышают половую потенцию". (Амирдовлат, стр.). Ар. бундук# – "лесной орех, лещина обыкновенная"; от греч. Pontikon "понтийский (орех). Считается тонизирующим, укрепляющим средством, из них готовят также суррогат кофе". (Варданян, стр. 743). ♦ Ар. بندق бундук#он и греч. Pontikon от ар. بن бунн "зерна, ядра, кофе в зернах" + ذقون дук#у:н (зук#у:н), "бороды, бородатые, старцы" – калька с ар. جوز гу:з "орехи", созвучного с عجوز ъагу::з "старец", "немощный". Оба понятия этимологически связаны. Первое первично означает "мощь" (орехи, яйца, ср. греч. орхема – "танец", т.е. "тряска яйцами", что есть демонстрация мужской силы), второе – немощь.

БУСТРОФЕДОН – "способ письма, при котором первая строчка пишется справа налево, вторая – слева направо, третья – снова справа налево и т.д." От греч. bus  "бык" и strepho  "поворачиваю". (БСЭ). ♦ От сложения ар. ب  би – название второй буквы алфавита с числовым значением – 2, سطر  ст#р "строка", "линия", "направление" (ср. рус. сторона) и فائد фа:'идун "сообщение". Ср.: افاد 'афа:да "сообщать", "да-вать деньги или знания" (М., 597). В результате сложения  по-лучается следующее букв. значение: "двустороннее письмо".

БЯКА – "нехорошая, дурная, гадкая вещь или дело; кака". (Даль). ♦ От обратного прочтения ар. عقب  ъак#аба "быть позади", т.е. "говно", ср. ар. خرى хара: "говно" и  أخر 'аххара "оставлять сзади". Родственно буки, Иаков (см.). К семантической аналогии ср. рус. навоз (см.) и ар. ناض  на:д#а (на:за),  корень нвз (нвд#) "оставлять позади".



Hosted by uCoz