УРОК 43

ТЮРКИ

ЭТНИЧЕСКИЕ НОМЕРА

 

 

 

Интересно задаться вопросом, нумеруются ли внутренние подразделения тюрков? Подобно европейским этносам. Уже беглый взгляд говорит о том, что да, внутренние номера имеют место быть. Рассмотрим несколько примеров.

 

Турция

 * Историческая справка

Армения когда-то носила название Великой. Это было тогда, когда ею правили Тиграны. Сейчас по созвучию с ар.  تجارة   тига:ра “торговля”, она большей частью ушла в торговые дела, но в виртуальном пространстве продолжает оставаться тигром.

 

Все, что было сказано о Турции, касалось общетюркских идей и проявлений культуры. И горы Тавры и туризм и турецкий танец живота и волчьи головы на бензоколонках. Но в то же время легко заметить выделенность красного цвета, хотя бы через турецкие исторические фески или современный государственный флаг. Это соответствует воинскому духу, который утверждали турки на протяжении долгой истории. О военной косточке с незапамятных времен свидетельствуют многочисленные крепости, которыми выделяется турецкая архитектура. Кстати, тура это и по-русски “крепость”, в шахматах.

Воинственность турками не утрачена и теперь, что видно по стремлению турок участвовать в разного рода военных европейских союзах.

Говоря о Турции в прошлом уроке, мы затронули вопросы этнической валентности. Эту тему можно продолжить на примере той же Турции, но с другой стороны, а именно со стороны “антивалентности”. Турецко-армянские антагонизмы известны всему миру. Возможно, объяснение тому одинаковые внутренние красные номера. Тем более, что Армения по-арабски (в обратном прочтении) значит “тигрица” (نمرة нимра). Одинаковые номера, если они в соседстве, как правило, враждуют в силу конкуренции.

В общем, Турции вполне можно присвоить табличный номер 6'.1.

 

Туркмения

Туркмены этнос двойной. Около половины его составляют тюрки, другая половина иранцы. Первая часть этнонима этимологически ясна, вторая непонятна. Скорее всего, это вторая половина историческая. Согласно историческим данным, туркмены первыми из тюрок приняли ислам, и потому вторая часть этнонима скорее всего арабское слово ‘и:ма:н “вера”, буквально “правоверные тюрки”. Этноним двойной из-за того, что так сложилось исторически. Но, посмотрите, какие их привлекают произведения: “Лейла и Межнун”, “Зохре и Тахир”, “Юсуф и Зулейха”, “Шасенем и Гариб”, “Кемине и Кази”. Не является ли эта навязчивая парность проявлением номера туркменов?

Достаточно посмотреть на географическую карту Туркмении, чтобы найти убедительные подтверждения. Нет, Могилева здесь нет, зато есть Мерв и Мары. Поражает обилие древних гробниц и захоронений, а типичное жилище туркмена мало отличается от склепа. Очень похоже на то, что можно видеть в городе Мертвых в Каире. Провинциальные постройки чаще всего либо одноэтажные на две квартиры, либо двухэтажные (БСЭ).

Картину дополняет минорная национальная музыка, полное отсутствие танца. В энциклопедии об этом сказано так: “Национальные и религиозные предрассудки у туркменов, запрещавшие танец, стали причиной полного отсутствия народных традиций в этой области искусства”.

Понятно, что речь должна идти не о предрассудках, а о выражении номера: на могилах не танцуют. Особенно контрастирует такая картина с культурой соседнего Узбекистана, в которой как раз преобладает танец. Кстати, у египтян, нанявших наших мастеров балета, тоже хороших результатов не получилось за исключением некоторых массовых сцен, больше напоминающих похоронные мистерии. Такое положение с танцами можно сравнить с судьбой балета в Германии. Балет это то, что у немцев не очень получается.

Очень популярно в Туркмении исполнение сказок достанов, буквально “вторая страна”, то есть “тот мир” и что важно, под дутары, двухструнные музыкальные инструменты.

В музыкальной культуре оригинальным жанром является зикр (по-арабски ذكر зикр означает “память”), состоящий в ритуальном заклинании (повторе). Распространены диатонические лады. Инструментальная музыка основана на дутарном двухголосии. Сакральность туркменских сказок хорошо согласуется с почитанием сказок в Германии, которая дала миру сказки братьев Гримм.

В советскую эпоху появляется балет (“Бессмертие”, “Гибель Суховея”, “Сердце, найденное в песках”), Взята на вооружение кантата, развивающая героико-патриотические темы (сравните названия: “Памяти героев Великой Отечественной войны”, “Поэма памяти генерала Кулиева”). Сомнений быть не может. Туркмения носит табличный номер 6 '.2.

Туркмения лошадиная столица мира. Конь для всех тюрков имеет сакральный смысл. И понятно, почему. Знаковая роль тут заключается в том, что, напомним, русское говядо “бык” по-арабски соответствует арабскому جواد гава:д “хороший конь”. В Туркмении особенно хорошие кони. Усиление знака идет за счет созвучия консонантной части КМН этнонима с древнерусским комонь “конь”. 

 

Башкыртостан

*Этимологическая справка

Арабское слово كبد кабид (кабидон) дало имя римского бога любви Купидона, поражавшего свои жертвы прямо в печень (сердце).

Специалисты по истории тюрков отмечают, что башкиры, печенеги и огузы связаны были исторической судьбой. Но они не знают, что история это просто отражение сакральных связей. На самом деле это названия трех главных частей быка, если смотреть на эти слова русским глазами. Первое башка, второе печень, третье огузок. Здесь, чтобы стало ясней, надо добавить, что у нас печень просто один из органов, а для арабов печень это и обозначение вообще середины, центральной части, даже органа любви, это место, куда следует попасть из лука. Мы обращаемся к любимому человеку “сердце мое”, а арабы говорят: كبدي يا йа: кибди: “печень моя”.  Это все разные переносные значения, а при разделке быка получается: голова, середина и огузок. Последнее  от арабского عجز  ъагз “задняя часть”.

Итак, баш это голова. Голова обычно отражает идею льва. А одно из проявлений льва стремление к нравственности и назидательности. Понятно, царь зверей всех должен учить, как жить. Название столицы Башкыртостана Уфа в русском исполнении, если читать ее по-арабски в обратном прочтении, означает “целомудрие”:  عفة ъиффа.

Известный башкирский курорт Красноусольск, располагающийся рядом с рекой Усолкой, опять напоминает о нравственности:  أصول 'ус#у:л по-арабски значит “правила”. Выражение دي مش أصول ди муш 'ус#у:л “так нельзя”, буквально “не по правилам”, используется арабами для морального осуждения поступка, поведения. Как тут не вспомнить нашего Льва Николаевича Толстого, сакральной фразой которого была: так жить нельзя. 

Пока едешь от Красноусольска до Уфы, встречаются населенные пункты и почти все с нравственными названиями. Для того, кто понимает, конечно. Например, деревня Арслан, что значит “лев”, деревня Чесноковка, в которой прямо по-русски записана “честность”, основа нравственности. Деревня Токаево, сравните с арабским أتقاء 'иттика:' “богобоязнь”, давшее в греческом слово этика. Булгаково. Для того, кто не знает, писатель Булгаков скрытый лев, потому что в обратном прочтении слышится голубь, олицетворяющий Африку. Соответствует Бельгии, Болгарии, царству Булгар и Волге, которую Некрасов назвал рекою рабства и тоски.

Кстати о реке. Уфа стоит на реке Белой. Русское слово белый не всегда означает цвет. Бывает, что означает оно и голову, как в выражении белая горячка. Если переведем это вскрывшееся название на башкирский, получится, что она называется Баш. Логично, что по Башкирии течет река Баш.

Что касается нравственности, то она заявляет о себе в Башкыртостане, едва нажмешь на кнопку телевизора. Местные телепрограммы разительно отличаются от центральных. Некоторые назовут это явление сохранившимся уголком совковости. На самом деле стремление к нравственности исконное качество башкирской души. Если она приоткрылась, то и на этноним следует посмотреть иначе. Арабским глазами тоже. Арабское слово باشكر башкур по-арабски значит “благодарю”. По-башкирски рахмат, производное от арабского رحمة рах#ма “милость, благодеяние”.

Уфимская достопримечательность всадник на высоком холме. Это памятник Салавату Юлаеву. Всадник по-арабски فارس фа:рис , производное от названия коня فرس фарас, буквально “гривастая голова”, этимологический родственник льву. Понятно, что конь общетюркский символ, но в контексте башкирской назидательности он является вполне адекватной заменой льва, тем более, что صلوات с#алава:т по-арабски значит “молитвы”, как мы знаем, от русского славить (Бога). Нет сомнений, что это термин нравственности.

В общем, Башкыртостан имеет табличный номер 6'.5.

 

Татарстан

Определить этнический номер татар непросто, тем более, что татарами у нас называют этнически разнородные группы людей. Речь пойдет здесь только о казанских татарах. Первый намек дают разговоры с татарами о праязыке. Нередко, пусть и без всяких обоснований, от них можно слышать, что праязыком человечества является китайский. Намек на шестерку. Но это, возможно, просвечивает общетюркская шестерка?

У Брэма есть интересное замечание. Когда-то в Европе диких кошек ловили на татарское просо. Причем здесь татары? Почему так называется просо? Однако, зная о том, что такое графические пролазы, можно догадаться, что буквы ТТР на самом деле маскируют другой кортеж букв ТТК (смотрите на арабский слог ка كا вверх ногами и с обратной стороны, увидите латинскую R). А вот ТТК при обратном прочтении по-арабски значат “коты” (قطط  к#ит#ат#). Если так, то татары имеют внутритюркский номер 6. Ведь кот универсальный символ сексуальности. Но есть ли тому подтверждение в культуре казанских татар? Откроем энциклопедию и прочитаем статью “Татары”.

Оказывается, традиционным жилищем татар Поволжья была срубная изба, часто шестистенка, непременно отгороженная от улицы забором. Какой смысл имеет забор, мы можем судить по тому, что на нем у нас пишут. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. Тут мы можем вспомнить аналогии хоть французские, хоть китайские, а то и украинские.

Отмечается, что для женского костюма было характерно обилие металлических украшений. Железо по-английски airon, а по-арабски это означает то, что пишут у нас на заборах.

Известно, и сами татары это признают, что все же главным украшением для них является золото. В Индии золото символизирует тройку, но у тюрков, как мы это знаем, шестерку.

Пища. Обилие молочной пищи в татарской кухне это общетюркский признак. Но вот татарский соус из смеси лука и яблок (Татарская кухня, изд-во “Эксмо”, 2002, с.30), выдает сексуальную ориентацию: лук бросает стрелку с семенем и попадает прямо в  яблочко. В русском яблоко по-русски и записана главная идея, которая по-арабски называется كبد кабидун “печень, куда надо попасть из лука”, давшее имя богу любви Купидону. Или вот такое блюдо: кубек, то что французы называют безе, от арабского بيضة бе:зе “яйцо”). За татарским словом кроется русское кубик, который шестью гранями прописывает татарскую идею, или арабское حب х#убб “любовь”. Сравните: Куба остров любви или инкубатор, от арабского انقبع инк#абаъ “сесть в гнездо на яйца”. 

В этом контексте название столицы надо сближать с арабским корнем قز к#азз “прыгать”. Понятно, что имеются в виду брачные танцы. Для повторения пройденного советуем обратиться к Франции. Но подтверждение этой идеи можно найти и в христианской культуре. На праздник Казанской Божьей Матери (22 октября по старому стилю) любили  играть свадьбы, считалось, что свадьба в этот день к счастью.

Пожалуй, что не ошибемся, если скажем, что табличный номер казанских татар 6'.6.

Из разобранных здесь примеров вытекает, что тюркское этническое разнообразие тоже упорядочено по периодическому закону, который отражается как в этнонимах, так и в разнообразных проявлениях культуры. Полное и точное выявление тюркской нумерации дело ближайшего будущего. Но уже сейчас можно сказать о предназначении тюрков, об их функции в общем этническом организме.

Тюркское произношение. Обычно функция записывается в особенностях произношения или письма. Броским признаком, особенностью тюркской произносительной системы является наличие в ней звука Ы. Никто, кроме русских и тюрков этот звук произносить не умеет. Чтобы понять, в чем дело, надо русскую букву Ы перевернуть и прочитать. Первая буква русская Р, вторая арабский Алиф. Смысл шифровки ясен. Перед нами буквенная РА аббревиатура нефизического солнца. Для большинства тюрков так сложилось исторически русский язык стал родным или, по крайней мере, рабочим, а арабский язык,  по понятной причине, сакральным. В силу этого обстоятельства русскоязычные тюрки не испытывают чувства безотчетной тревоги, недоумения, замешательства и даже шока при совмещении этих языков, что возникает в русском или арабском сознании. Речь идет, понятно, не о коммуникативном билингвизме, когда человек владеет двумя языками, а о совмещении кибернетическом, проясняющем смыслы слов, поступков, явлений. Получается, что в тюркском произношении записано РА, формула прояснения смысла.

Трудности пробуждения. В настоящее время русское гипнабельное сознание зашорено научной мифологией до такой степени, что не в состоянии понять простейшие вещи. И это обстоятельство представляет огромную опасность не только для русских, но и для всех этносов. Дело в том, что ритмы сна и бодрствования имеют место не только в жизни организма, но и в жизни этнического сознания с той разницей, что периоды последнего не суточные, а тысячелетние. 

Есть основание считать, что период сна заканчивается, грядет скорое пробуждение. Оно произойдет за счет прояснения сознания, которое сделает доступным смыслы слов. Все больше людей рождается с обостренным чувством к смыслу. Если такового не наблюдается, то есть смысл отсутствует, происходит дисфункция головного мозга. Все больше рождается детей олигофренов, суицид на Руси уже сейчас приобрел фантастические масштабы. Специалисты оценивают в 60 тысяч случаев ежегодно,  больше в два раза, чем в среднем по миру.

Смыслы слов сами по себе не станут ясными. Чтобы их прояснять, надо учиться. Для начала просто прекратить в школе пудрить детям мозги непонятными словами. А вот для этого русское сознание совершенно не готово. Пробуждение сознания, надо надеяться, начнется с русскоязычных тюрок.

 

Вопросы и задания

 

1. Почему Турция является носителем номера один?

2. Какие признаки двойки можно обнаружить в Туркмении. Сравните особенности культуры Туркмении, Кореи, Германии, Египта.

3. Как себя позиционирует Башкыртостан?

4. Что означает печенеги?

5. Почему наука о должном, этика, так называется?

6. Какой номер символизирует пестрота?

7. Как записывается функция в тюркском произношении? Как это происходит в русском, украинском, белорусском языках?

8. Найдите в тексте арабские слова:

ذكر   جواد   عجز   كبد   أصول   أتقاء   فرس

Что они значат?



Hosted by uCoz