УРОК 33

Сокрытые значения В Науке

 

 

 

    Чтобы общаться, нет необходимости знать этимологию слов. Здесь действует правило, выраженное в русской пословице: называй хоть горшком, только в печку не ставь. Любой знак, даже условный, годится для общения, лишь бы он был доступен восприятию и его значение было бы известно тому, кто получает сообщение. Но мы редко придумываем слова. В большинстве случаев используем уже готовые. Эти готовые слова совпадают с теми, которые управляют нами и всем Бытием. А в области языковой кибернетики действует другое правило, тоже выраженное в русской пословице: назвался груздем, полезай в кузов. Как это правило работает в науке, посмотрим на примерах.

 

ТЕМПЕРАТУРА происходит от арабского[تحمر] тахаммара “жариться” (арабские губные звуки в европейских языках зачастую раздваиваются, переходя в МП, как в компас от ар. [قاموس] кау:с “определитель”, империя от [إمارة] има:рат “государство, эмират”). Ученые сблизили термин с латинским темпера “смесь”, из-за чего думали вплоть до 19 века, что тепло это смесь тела и особой невесомой жидкости, которую назвали теплородом

 

ЭКЛИПТИКА “линия небесной сферы”. Европейские астрономы считают, что термин происходит от греческого слова со значением “затмение”, отчего до сих пор пребывают в ложном убеждении, что затмения случаются, когда светило бывает вблизи эклиптики. На самом деле термин арабский (хт флк [خط فلك]) и означает буквально: “линия небесной сферы”. Слава Богу, что заблуждение европейской астрономии не мешает космонавтам летать в космосе. Очевидно, что никакого вреда, кроме того, что голова привыкает к лобуде, оно не вызывает.

 

КАНДИДАТ “ученая степень”. Сближают с латинским кандидос “белый”, говоря, что в Древнем Риме люди, претендовавшие на должность, одевали белые одежды.  Если это правда, то наоборот: одевали белые одежды, потому, что думали, что слово означает “белый”. На самом деле термин идет от арабского [كنديدة] ка-надидат “в качестве замещения", т.е. претендующий заместить должность. Применение термина в науке привело к тому, что кандидатами становятся не те, кто ищет истину, а те, кто претендует на административную должность. Однако мотив применения этого термина в науке другой: имеется в виду “претендующий, требующий”, понятие, которое в арабском языке прежде всего означает “требующий знаний”, “учащийся”, “стремящийся к истине”, сравните [طالب] таиб “требующий”, “студент”. Наши журналисты обозвали экстремистское движение талибан, как они объяснили, учениками, хотя многие из этих бородатых дядек  в школе вообще не учились.

 

математика. Это же понятие выражено в арабском слове [مطمع] матмаъ “притязание”, имеется в виду: притязание на знание. Отсюда якобы греческое слово математика. Вначале этим термином обозначали науку вообще. И это правильно. Но великий греческий математик и мистик Пифагор, в имени которого записана идея числа (сравните английское figures “цифры”), и который поэтому считал, что все в мире, даже доброту и любовь, можно объяснить числом, сузил предмет математики до числовых отношений. В таком виде она дошла до нас, при этом считается царицей наук, что является очередным заблуждением. Ведь “царица” никак не интересуется смыслом. Наука это не жонглирование цифрами, а причинное объяснение мира.

 

ФИЗИКА. Настоящей царицей наук почитается физика. Это заблуждение вновь происходит из-за непонимания слова. Ученые до сих пор полагают, что физика греческое слово со значением “природа”, и потому предметом своих интересов считают весь мир. На самом деле это арабское слово [فسخ] фасх означает “бездыханные тела”. Вплоть до 20 века физика и занималась тем, чем ей положено: изучала законы взаимодействия тел в отвлечении от того, дышат они или нет, думают они или нет. Понятно, что мировоззрение физика устроено так, что фактом он считает только то, что можно пощупать, взвесить, увидеть и т.д. т.е. то, что имеет телесность и что распростерто во времени и пространстве. С таким мировосприятием понять, что такое Жизнь и, следовательно, как устроен Мир, в принципе невозможно. Ведь Жизнь организуется смыслами, за которыми стоит управляющее слово. А слово принадлежит вечности, не знающей ни времени, ни пространства.

 

АНТРОПОЛОГИЯ. Термин выглядит как правильный. В переводе с греческого “наука о человеке”. Но что странно. Человеком как таковым, похоже, антропология не интересуется вовсе. Главным образом они заняты раскапыванием могил, в которых ищут кости обезьян.  Происходит это по той причине, что слово [تربة] турба означает как раз “могила”. Антропологи настолько увлечены своим занятием, что противоречие в термине даже не замечают. Понятно, что ответ на вопрос, что такое человек, надо искать не лопатами, а головой.

 

ФИЛОСОФИЯ в переводе с греческого значит “любомудрие”. Такое понимание термина заставляет философов заниматься мудрствованием, причем, рассуждая о мире, они, все без исключения, стараются проговорить свое имя. Один из древнейших философов Гераклит учил, что мир устроен из огня и холода. Первые две согласные по-русски значат “гореть”, остальное колотун, т.е. холод. Аристотель, разработавший теорию определений, имел имя, в котором записано (по-арабски) [خارث] (х)а:рис “пахарь, проводящий борозду, границу, предел” (откуда кстати, горизонт), остальное тотальный “всеобщий”. Он думал, что наука состоит в том, что записано в его имени, т.е. давать всему определения. На самом деле термин философия арабский. Он происходит от формулы познания [فصل] фасал фи “разделяй между, различай”. Сейчас уже известно, что познавательный процесс идет не иначе, как через различение вещей и понятий. Различение иначе называется анализом. Однако место анализа в философии занимает зачастую пустое мудрствование. А все из-за непонимания термина.

 

ДИАЛЕКТИКА. Для различения сложного применяется специальный вид анализа, диалектика, от арабского [قطع] катъ [خليط] хали “различение сложного”. Из всех философов только Платон именно так определял диалектику. Все остальные, включая и современных философов, думают, что диалектика это спор. По созвучию с греческим словом диалог “разговор двоих”.

 

    В наше время научная терминологии обычно создается с применением греческих или латинских морфем. Однако при сплошной проверке оказывается, что большинство терминов, вопреки их авторам, не мотивируются ими, а находят свои мотивы именно в арабском или русском языке, т.е. они взяты из смыслового поля РА и созданы не рациональным мышлением и логикой, а  угаданы. Но нельзя угадать чего нет. Следовательно, эти термины существовали до ученых. А поскольку термины не могут существовать вне концепции, то и концепции, т.е. знания, были до ученых.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое наука?

2. Ведущие ученые мира признают, что фундаментальная наука находится в кризисе. Это объясняют, в частности, тем, что дальнейшее проведение научных исследований требует слишком больших денег. Если у вас другое мнение, обоснуйте его.

3. Как сказывается понимание смысла терминов на  продвижение научного познания? Покажите на примерах.

4. Почему предмет математики сузился до изучения числовых отношений?

5. Может ли физика претендовать на то, чтобы понять, как устроен мир? Если нет, то почему?



Hosted by uCoz