Косинов Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


В предыдущей части мы определили этимологию имени "медведь", исходя из контекста фактов поведения этого животного в природе, его сезонного образа жизни – повторяющихся циклов сна-бодрствования.

Раскрыть значение его имени, можно было и путем "прямых" исследований корневых составляющих слова "медведь", сопоставляя их с известным контекстом.

Обычно для исследования слово членят так: мед-ведь. Сделаем так: медв-едь. Выделим корневые согласные, получим мдв-д.

Первому корню, в арабском соответствует корень مضو (мдв) "уходить, проходить, истекать (о времени)". С контекстом совпадает.

Второй корень требует восстановления недостающих корневых. Учитывая, что часть слова "едь" содержит звук "е" на первой позиции, предположим, что первым недостающим корневым является ар. "ъайн" (ع) – по сходству начертания, а вторым ар. "вав" (و). Получим корень (عود)عاد  (ъаа) – его значение "возвращаться, возобновляться, вновь приходить". Тоже совпадает с контекстом.

Сложим полученные ар. слова и прочитаем их без огласовок. Получим (с учетом прочтения ар. ع как рус. е): "мдве" = "уходить-возвращаться".

 

В древности, наиболее широко культ медведя был распространен в северо-восточной части Руси – лесной зоне верхнего Поволжья. Смысловые поля Ярославля "пропитаны" медведями. С медведями связано очень многое – и легенды и летописные источники, и топонимы и гидронимы, да и вся официальная и неофициальная символика края.

Основным действующим лицом легенды об основании города Ярославля является медведь. Вот он с топором красуется на гербе города. А рядом его "живое воплощение".  Не этот ли медведь позировал для герба Ярославля?

 

 

 

 

 

 

 

А над входом в автовокзал Ярославля целая "медвежья композиция" в форме часов. Вместо чисел гербы городов и районов Ярославской области, 9 из 12 гербов с медведем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На гербах и флагах Ярославля и Ярославской области медведь присутствует в геральдике 11 городов и 5 районов. А на трех гербах районов Ярославской области изображены медведь и рыбы.

 

 

 

 

 

 

 


В ХVI веке на большой государственной печати Ивана Грозного изображена эмблема Ярославля – рыба с надписью по кругу  "Печать Ярославская". Медведь на гербе появился позднее.

Как известно рыбу медведь любит не меньше чем мёд. Рыбак он отменный. Особенно наглядно это демонстрирует после зимней спячки, весной, на порогах рек, когда лосось идет на нерест. Ср. рус. весна от ар. وسن васана "просыпаться" (словарь РА). Ср. ар. رَبِيعٌ  рабиъ = рус. весна, созвучно с рус. рыба. (словарь Баранова). Проснулся и на рыбалку.

Ниже на иллюстрации: слева – медведь на рыбалке, в центре – карта древних мест нереста лосося. Устье реки Которосль, где стоит Ярославль, как раз относится до таких мест. В древности в устьях притоков и излучинах реки располагались нерестилища рыб. Рыбу с Ярославля регулярно поставляли к царскому столу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Справа памятник в Ярославле – медведь с пойманной рыбой (Церетели).

А вот посмотрите, как сама природа отформатировала под "медведей" очертания береговых линий рек и озёр Ярославской области. Сравните этого медведя, в пасти которого пойманная рыба, и очертания береговых линий у слияния рек Которосль и Волга, где стоит Ярославль. Тот же медведь на рыбалке, только в пасти "географического медведя", вместо рыбы – остров Даманский.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А это медведь на пороге реки в ожидании лосося, а рядом очертания юго-западной части озера Неро в районе поселка Поречье-Рыбное.

 

 

 

 

 

На этой иллюстрации – профиль медведя и очертания береговых линий в излучине Волги, в районе Рыбинского водохранилища.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А это бегущий медведь и очертания озера Неро, Ярославской области.

 

 

 

 

 

 

Сама природа подтверждает, что Ярославский край – "медвежий край".

И по легенде об основании Ярославля – город (до Ярослава Мудрого), назывался якобы "Медвежий угол".

Вот выдержка из "Сказания о построении града Ярославля": "Во области же сей не на мнозе пути от града Ростова, яко на 60 поприщ, при брезе рек Волги и Которосли лежаще некое место, на нем же последи создася славный град Ярославль… И се бысть селище, рекомое Медвежий угол, в нем же насельницы человецы, поганыя веры – языцы зли сущее …".

Исследуем эти топонимы и гидронимы.

До XX века река Которосль называлась Которость, а еще раньше до ХVIII века – "Веда". Имя реки "Weda" прослеживается и на зарубежных картах того времени.

 

Этимология этих различных названий реки неизвестна.

Веда, Которость, Которосль – река в Ярославской области, образуется слиянием рек Устье и Вёкса. Впадает в Волгу в черте города Ярославля. В верхнем течении ширина реки 30 метров, в нижнем увеличивается до 60. Имеет широкую (2-4,5 км) заболоченную заливную пойму. Разливы реки всегда были весьма значительны, по весне на отдельных отрезках долины вода заливала пространство шириной до километра и более. Весеннее половодье продолжается в течение 40-60 дней. В разлив ширина реки увеличивается в 15 раз. За время весеннего паводка проходит 54 % годового стока воды. Вот что писала газета "Cеверный край" 100 лет назад: ножество зданий города со дворами, огородами и садами залито водою. Обыватели ютяться в верхних помещениях, сообщаются посредством лодок. Церкви окружены водою, прихожане и духовенство, приезжают в лодках".

 

·     Древнее название реки – Веда происходит от арабского فَاضَ фаа (ва:да)   "разливаться, выходить из берегов".

 

Территория Ярославского края в древности была покрыта лесами. Здесь располагалась граница распространения северных хвойных таёжных лесов и смешанных лесов средней полосы, северная граница распространения дуба.

Река Которость была судоходна на всём протяжении. По ней производился сплав леса (в русле обнаружен мореный дуб). Весной по реке сплавлялись лодки с грузом муки в тысячи пудов, с многочисленных мукомольных мельниц, расположенных на реке Устье. (Которость. словарь Брокгауза и Эфрона).

В древности Которость входила в систему великого Волжского пути "из варяг в арабы", который связывал Варяжское море с Хазарией, Персией и Багдадом. При археологических раскопках в Ярославле были найдены скандинавское оружие, рунические надписи и крупнейшие на севере Европы клады арабских монет. Древнейшие монеты были отчеканены при правлении арабской династии Идрисидов (789-905 г.г.). По всей видимости, Ярославль служил крупным центром на Волжском торговом пути.

Вот что известно из арабских источников о русах: "Русы спускаются по Волге на кораблях и занимаются торговлей, но никому ничего не сообщают ни о себе, ни о своих товарах, никого не допускают в свою страну" (Ибн Русте, восточный учёный-энциклопедист 1-й половины Х века).

Река Которость, в отсутствие дорог в лесной зоне древней ярославщины, служила надежной транспортной артерией, по которой в Волгу и далее к её низовьям в страны Востока сплавлялись лес, мука, лён и другие товары.

·        Которость происходит от сложения ар. корня قَطَرَ катара "буксировать" и корня  وسط вст (ост), в котором заключена идея "посредничества, средства, способа", ср. производные от этого корня تَوَسَّطَ  тавассата  "выступать посередником", وَاسِطَةٌ  ваита "средство, способ".

Т.е. в древности, в отсутствие моторной силы, сама река выступала посредником, средством буксировки товаров и грузов.

В слегка измененном современном названии реки – Которосль, часть слова "осль" вместо "ость" несет ту же идею. Однако есть и отличие.

·        Которосль происходит от сложения ар. قَطَرَ катара "буксировать, вести на буксире (судно)" и ар. корня وسل всл (осл), ср. производные от этого корня تَوَسَّلَ тавассала "пользоваться как средством", وَسِيلَةٌ васила "средство, способ, орудие (как средство)".

Обратите внимание, что ар. слово васила означает не просто "средство, способ", а орудие (как средство передвижения).

Теперь уже не река выступает посредником в буксировке, а появились орудия на моторной тяге. Сравни их арабские названия: قَاطِرَةٌ каира "буксирное судно, буксир, паровоз, моторный вагон, локомотив", قَطْرٌ катр  "поезд", قَطِيرَةٌ катийра "баржа".

В этой связи, примечателен тот факт, что в современном Ярославле основная роль принадлежит машиностроению. Особенно выделяется производство моторов, транспортных средств, судов и катеров различного класса и назначения: моторный завод "Автодизель", завод дизельной аппаратуры, судостроительный завод, завод дизельного автомобилестроения, судостроительный завод "Вымпел". Все эти заводы выпускают не что иное, как  средства буксировки.

 

Древний Ярославль располагался на высоком мысу при слиянии рек Волга и Которосль. Ниже на иллюстрации этот мыс по форме напоминает стрелку. Это место и сейчас называется – Стрелка.

Панно – реконструкция древнего Ярославля.

 

 

 

 

 

 

 

 


А вот как Ярославская Стрелка выглядит реально.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стрелкою называют место слияния рек. Таких стрелок – пруд пруди. Однако не все такие места имеют имя собственное – Стрелка.

Ярославская Стрелка уникальна тем, что имеет очень выгодное положение – крутой до 20 м берег, с двух сторон омывающийся полноводными реками – Волгой и Которослью, которые служили отличной водной преградой. С севера Стрелка замыкалась оврагом (Волосова логовина или Медведицкий овраг), один конец которого выходил к устью Волги, а другой - к Которосли.

 

 

 

 

 

 

Со Стрелки на многие километры вокруг были видны окрестные низменные дали, и Волга просматривалась далеко вверх и вниз по течению. Отсюда было удобно наблюдать приближение караванов торговых судов или вражеского нападения.

·        За названием Ярославской Стрелки стоит ар. ستر сатара "скрывать" + ар. كَلأ кал'а "наблюдать" (в обратном прочтении) = скрытное наблюдение. Либо ар. ستر  сатир "укрытие" + ар. قَلْعَةٌ калъа " крепость" = крепостное укрытие. И то и другое соответствует функциональной нагрузке топонима.

"Медвежий угол" – сомнительно, что это самоназвание. Вряд ли жители так назовут своё селение. Медвежьими углами обычно называют удаленные, захолустные места.

Обратимся к словарям.

Словарь Ожегова определяет медвежий угол как синоним слова захолустье.

Словарь русских синонимов: Захолустьемедвежий угол, глушь, глухое место, даль, глухомань.

Словарь Даля В.И.: Захолустье – глушь, глухое место, закоулок или малолюдная часть в городе, чаща в лесу, отдаленное и малонаселенное, малопроезжее место, затишье, заливец, где укрываются суда.

Посмотрите на фрагмент спутникового снимка, какой удобный залив образует подковообразная излучина реки Которосль. Прямо по Далю – заливец, где укрываются суда. И реально – устье Которости использовалось в качестве зимней стоянки для пароходов, барж и других судов. (Которость, словарь Брокгауза и Эфрона).

Словарь РА Вашкевича Н.Н.: Захолустье от ар. زَخَلَ (захала) "быть отдаленным".

В арабском – слово زَخَلَ (захала) "быть отдаленным" и слово بُعْد (буъд) "быть далеким, отдаленность" отражают одно понятие. Сравни второе слово (в обратном прочтении) с арабским названием медведя –  دُبّ  (дубб), ср. также "медвежий"  دُبِّيّ  "дуббийй".

Не по этой ли причине, автору легенды о построении города Ярославля – ярославскому архиепископу Самуилу Миславскому, послышалось название  "Медвежий угол".

Кстати, впервые легенда опубликована в 1877 году (спустя 800 лет после смерти Ярослава Мудрого!!!) в книге священника А. Лебедева "Храмы Власьевского прихода города Ярославля". В этой публикации есть "Сказание о построении града Ярославля", которое взято Лебедевым и включено в книгу из труда Самуила Миславского. Откуда сам Миславский переписал это предание или придумал сам, неизвестно. Тем не менее, с тех пор легенда о "схватке Ярослава с медведем" официально включается в историографию города Ярославля.

Но это тема отдельного исследования.

 

г. Киев

14.03.2012

 



Hosted by uCoz