06-06-2008 22:45 (ссылка)
|
|
Мифологический Словарь (Русская
мифология, http://bibliotekar.ru/mif/27.htm)
дает вот какую информацию (приводим ее в сокращенном виде – В.Н.).
Это три богатыря-великана русских сказок.
Они обладают сверхчеловеческой и одновременно
нечеловеческой силой, которая приводит к нарушению естественного
природного порядка, затрудняющему
действия главного героя.
Горыня (Горыныч, Вертогор,
Вернигора) захватывает целую гору, несёт в лог и верстает дорогу или
«на мизинце гору качает, горы
сворачивает».
Дубыня (… Вернидуб, который дуб высок, тот в землю пихает, а который
низок, из земли тянет» или «дубьё рвёт». Усыня (Усынеч,
Усынка) «спёр реку ртом, рыбу ловит усом,
на языке варит да кушает»,
"одним усом реку запрудил, а по
усу, словно по мосту, пешие идут, конные
скачут" и т. п. Эти богатыри — не духи-покровители
соответствующих объектов (гора,
дуб, река), а нарушители их естественных функций:
они срывают горы, вырывают дубы, запирают течение рек. Антропоморфические черты
этих богатырей слабы и оттеснены хтоническими:
гора, дубы (лес) и река (вода) являются местом их обитания, относящейся к земле
(куда он запихивает дуб). Имя У. также должно быть расценено как результат
народно-этимологического переосмысления. Поскольку слово «усы»
является метонимическим переносом названия плеча (ус из индоевроп. *oms-), У. сопоставим
с образом дракона или
змея. Змеиная природа У. непосредственно проявляется в сказке,
где У.— «птица Усыня змей о 12 головах» («сам с
ноготь, борода с локоть, усы но
земле тащатся, крылья на версту лежат» — ср. мотив ширины плеч). Иногда
упоминается булава или дубина У. при том, что этим
оружием громовержец Перун поражает Змея. Таким образом, прототипами
трёх богатырей можно считать хтонических
чудовищ, олицетворяющих косные и разрушительные силы нижнего мира — земли, воды
и т. п. Имеют место следы отрицательных характеристик этих персонажей,
которые в русской сказке выступают, скорее, как положительные
спутники-помощники главного героя.
Чаще всего Г., Д. и У. выступают
вместе, образуя законченную триаду. Эта триадическая
схема (вероятно, поздняя) отразилась в образах трёх эпических богатырей — Ильи
Муромца, Добрыни Никитича и Алёши, Поповича (характерно, что своим именем
Добрыня напоминает Д., а мотив змееборства Добрыни и его связи с рекой-водой
отсылает к образу У.). Триада сказочных богатырей имеет и другое
положительное соответствие — Вечорка, Зорька и Полуночка, выступающие в сходном
сюжете со Змеем и тремя царствами и связанные с Солнцем.
Сказки о Г., Д. и У. могут расцениваться как отражение архаичного мифа о
поединке со Змеем (или трёхголовым Змеем) или тремя Змеями.
Вот такие сведения сообщает нам
энциклопедия.
На самом деле за русскими сказками в
данном случае легко узнается сюжет древнеегипетского мифа о борьбе солнца РА с
владыкой сонного царства, змеем по имени Апоп. Солнце
РА уходя за горизонт, оборачивается котом (ср. ар. قطع кат*аъ"отрезать,
отрубать"),чтобы легче справиться со своей задачей. Но выполнить ее за 12
ночных часов Ра не успевает, и с рассветом уходит из царства сна (оказывается,
из царства Усыни), чтобы в следующую ночь поединок
повторился.
В древнеегипетской мифологии эту
миссию продолжал сын бога Ра, Гор Бехдетский (Будитский), который стоя в лодке, противоборствовал с
крокодилом. Со временем он пересаживается на коня и как копейный воин Георгий
Победоносец, продолжает бороться со змеем, олицетворяющим мировое зло. Понятно,
что и египетский Ра, и его сын Гор, и их русская ипостась Горыня
– продолженная в истории одна и та же функция – пробуждение человеческого
сознания.
С самого начала Апоп
защищает от посягательств, что видно на египетской фреске, дерево познания.
Последнее пролезло в русских сказках через героя Дубыню.
То, что за этим героем именно дерево, в данном случае дуб, не вызывает сомнения.
А то, что он имеет отношения и к знаниям, можно видеть в том, что Дубыня одни деревья впихивают землю, а другие выдирает из
земли.
Непонятное на первый взгляд поведение
разъясняется следующим обстоятельством. Дело в том, что имеет место созвучия
дуб – зуб. И когда земля становится ровная, то она становится как бы без зубов,
сравните ар. أضراس ад*ра:с" зубы", от которого تضاريس тад*а:ри:с "рельеф
местности".
С другой стороны, русское слово
МУДРОСТЬ состоит из арабского отрицания му +
арабского слова أضراس 'ад*ра:с "зубы".
Отсутствие зубов указывает на преклонный возраст, когда с потерей зубов
приходит житейская мудрость, знания. Потому и имеет это "дерево"
прямое отношение к дереву познания.
Вот они трое: Герой (Гор), в образе кота, Усыня,
владыка
сонного царства, и дерево познания (Дуб…)
Конечно, четко очерченные функции
персонажей египетского мифа размылись фантазией народных сказителей, но не до
такой степени, чтобы сделаться неузнаваемыми. Числовые данные сохранились, хотя
и в сюжетно смещенном виде.
12 ночных часов поединка отдали свое
число 12 головам Усыни, (ср. 12 подвигов Геракла,
тоже змееборца).
Вечерка, Зорька и Полуночка
отражают как раз ночной ход Солнца. Между крайними точками ближе к экватору
получается как раз 12 ночных часов.
Как правильно отмечают исследователи
мифа, змеиная сущность по настоящему принадлежит
только Усыне. Остальные – змеи "за
компанию". Связан змей Усыня с рекой и водой по
той причине, что река змейкой течет, ср. китайское
название реки ху, тогда как арабское название змея
происходит от корня ХВЙ (ХУЙ) > х*еййа "змея".
Другая былинная троица русских
богатырей в лице
Ильи Муромца, Добрыни Никитича и
Алеши Поповича, мастерски изображенная художником Васнецовым, справедливо
ставится в параллель выше разобранной тройке богатырей. Распределение ролей не может вызвать и тени сомнения. И, тем не менее,
уточним через арабские корни. По-арабски Ил-йа:'с Мура:мех
( اليائس +
مرامح ) означает "отчаянный копьеносец" –
так переводится имя нашего главного богатыря.
Добрыня Никитич не нуждается в
комментариях. А вот к Алеше Поповичу следовало бы приглядеться повнимательнее. Понятно, что это ипостась Усыни, Апопа. Просто некуда
деться. Но, смотрите какая у него фамилия? А фамилия художника? Сравните
арабский корень وسن
васана"уснуть"; 2. "проснуться". В русском языке отсюда и весна
и осень. Знал ли Васнецов, что рисует своего тезку, в древности АПОПА.
Николай
Вашкевич,
6 июня