06-06-2008 22:45 (ссылкаДобавить в избранное 

 

Николай Николаев

Николай Николаев

 

ГОРЫНЯ, ДУБЫНЯ И УСЫНЯ


Мифологический Словарь (Русская мифология,  http://bibliotekar.ru/mif/27.htm) дает вот какую информацию (приводим ее в сокращенном виде – В.Н.). 


Это три богатыря-великана русских  сказок. Они  обладают сверхчеловеческой  и одновременно нечеловеческой силой, которая приводит к нарушению естественного природного  порядка,  затрудняющему  действия главного героя. 
Горыня (Горыныч, Вертогор, Вернигора) захватывает целую гору, несёт в лог и верстает дорогу или «на мизинце   гору   качает,   горы   сворачивает». 
Дубыня (… Вернидуб, который дуб высок, тот в землю пихает, а который низок, из земли тянет» или «дубьё рвёт». Усыня (УсынечУсынка) «спёр реку ртом, рыбу ловит  усом,  на  языке  варит  да  кушает»,   "одним   усом   реку   запрудил, а по усу,   словно  по  мосту,  пешие идут,  конные   скачут" и т. п. Эти богатыри — не духи-покровители  соответствующих  объектов (гора, дуб,  река), а нарушители их естественных функций: они  срывают горы, вырывают дубы, запирают течение  рек.  Антропоморфические черты этих богатырей  слабы и оттеснены хтоническими: гора, дубы (лес) и река (вода) являются местом их обитания, относящейся к земле (куда он запихивает дуб). Имя У. также должно быть расценено как результат народно-этимологического   переосмысления. Поскольку слово «усы» является метонимическим переносом названия  плеча (ус из индоевроп. *oms-), У. сопоставим с образом дракона или змея. Змеиная природа У. непосредственно проявляется в сказке, где У.— «птица Усыня змей о 12 головах» («сам с  ноготь, борода  с  локоть, усы но  земле тащатся, крылья на версту лежат» — ср. мотив ширины плеч).  Иногда упоминается булава или дубина У. при том, что этим оружием громовержец Перун поражает Змея. Таким образом, прототипами трёх богатырей  можно считать хтонических чудовищ, олицетворяющих косные и разрушительные силы нижнего мира — земли, воды и т. п.   Имеют место следы отрицательных характеристик этих персонажей, которые в русской сказке выступают, скорее, как положительные спутники-помощники главного героя.
  Чаще всего Г., Д. и У. выступают вместе, образуя законченную триаду. Эта триадическая схема (вероятно, поздняя) отразилась в образах трёх эпических богатырей — Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши, Поповича (характерно, что своим именем Добрыня напоминает Д., а мотив змееборства Добрыни и его связи с рекой-водой отсылает к образу У.).   Триада сказочных богатырей имеет и другое положительное соответствие — Вечорка,  Зорька и Полуночка, выступающие в сходном сюжете со Змеем и тремя царствами и связанные с Солнцем.     Сказки о Г., Д. и У. могут расцениваться  как отражение архаичного мифа о поединке со Змеем (или трёхголовым Змеем) или тремя Змеями.  

Вот такие сведения сообщает нам энциклопедия. 
 
На самом деле за русскими сказками в данном случае легко узнается сюжет древнеегипетского мифа о борьбе солнца РА с владыкой сонного царства, змеем по имени Апоп. Солнце РА уходя за горизонт, оборачивается котом (ср. ар. قطع кат*аътрезать, отрубать"),чтобы легче справиться со своей задачей. Но выполнить ее за 12 ночных часов Ра не успевает, и с рассветом уходит из царства сна (оказывается, из царства Усыни), чтобы в следующую ночь поединок повторился.
 
В древнеегипетской мифологии эту миссию продолжал сын бога Ра, Гор Бехдетский (Будитский), который стоя в лодке, противоборствовал с крокодилом. Со временем он пересаживается на коня и как копейный воин Георгий Победоносец, продолжает бороться со змеем, олицетворяющим мировое зло. Понятно, что и египетский Ра, и его сын Гор, и их русская ипостась Горыня – продолженная в истории одна и та же функция – пробуждение человеческого сознания.
 
С самого начала Апоп защищает от посягательств, что видно на египетской фреске, дерево познания. Последнее пролезло в русских сказках через героя Дубыню. То, что за этим героем именно дерево, в данном случае дуб, не вызывает сомнения. А то, что он имеет отношения и к знаниям, можно видеть в том, что Дубыня одни деревья впихивают землю, а другие выдирает из земли.
 
Непонятное на первый взгляд поведение разъясняется следующим обстоятельством. Дело в том, что имеет место созвучия дуб – зуб. И когда земля становится ровная, то она становится как бы без зубов, сравните ар. أضراس  ад*ра" зубы", от которого تضاريس  тад*а:ри:с "рельеф местности".
 
С другой стороны, русское слово МУДРОСТЬ состоит из арабского отрицания му + арабского слова  أضراس  'ад*ра "зубы". Отсутствие зубов указывает на преклонный возраст, когда с потерей зубов приходит житейская мудрость, знания. Потому и имеет это "дерево"  прямое отношение к дереву познания. 
 


Вот они трое:  Герой (Гор), в образе кота, Усыня,

владыка сонного царства, и дерево познания (Дуб…)


 
Конечно, четко очерченные функции персонажей египетского мифа размылись фантазией народных сказителей, но не до такой степени, чтобы сделаться неузнаваемыми. Числовые данные сохранились, хотя и в сюжетно смещенном виде. 
12 ночных часов поединка отдали свое число 12 головам Усыни, (ср. 12 подвигов Геракла, тоже змееборца). 
 
Вечерка, Зорька и Полуночка отражают как раз ночной ход Солнца. Между крайними точками ближе к экватору получается как раз 12 ночных часов. 
Как правильно отмечают исследователи мифа, змеиная сущность по настоящему принадлежит только Усыне. Остальные – змеи "за компанию". Связан змей Усыня с рекой и водой по той причине, что река змейкой течет, ср. китайское название реки ху, тогда как арабское название змея происходит от корня ХВЙ  (ХУЙ) > х*еййа "змея". 
Другая былинная троица русских богатырей в лице

Репродукция Богатыри. (Три богатыря). Васнецов Виктор

Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича, мастерски изображенная художником Васнецовым, справедливо ставится в параллель выше разобранной тройке богатырей.  Распределение ролей не может вызвать и тени сомнения. И, тем не менее, уточним через арабские корни. По-арабски Ил-йа:'с Мура:мех  ( اليائس + مرامح  ) означает "отчаянный копьеносец" – так переводится имя нашего главного богатыря. 


Добрыня Никитич не нуждается в комментариях. А вот к Алеше Поповичу следовало бы приглядеться повнимательнее. Понятно, что это ипостась Усыни, Апопа. Просто некуда деться. Но, смотрите какая у него фамилия? А фамилия художника? Сравните арабский корень  وسن васана"уснуть"; 2. "проснуться". В русском языке отсюда и весна и осень. Знал ли Васнецов, что рисует своего тезку, в древности АПОПА. 


Николай Вашкевич,
6 июня 1208, г. Москва.

 



Hosted by uCoz